Начну с того, что я совершенно не граммар-наци. Собственно, для лингвиста это вообще было бы довольно неестественно. Загружать вас причинами не буду, если в двух словах: наша цель – не рассказывать людям, как они должны говорить, а изучать язык как он есть. Поэтому когда речь идёт о грамматических ошибках, нас главным образом заинтересует, с чисто научной точки зрения, почему люди совершают те ошибки, которые мы реально наблюдаем, а не какие-нибудь другие. В любом случае, как нетрудно догадаться по такому предисловию, к ошибкам, допускаемым, скажем, в комментариях на форуме, я отношусь совершенно спокойно. Но вот к ошибкам в художественной литературе (а роман, выкладываемый, скажем, на ПродаМане, позиционируется как художественная литература, верно?) – значительно хуже.
Тут, однако же, необходимо сделать несколько уточнений:
1. Опечатки делают ВСЕ. И читатели, и писатели, и лингвисты. И даже в бумажных книгах они (опечатки) встречаются.
2. Отдельные грамматические ошибки тоже делают ВСЕ. Любой хоть какое-нибудь правило, да забудет, хоть про какое-то слово, да не будет в курсе, как оно пишется.
3. Когда романы выкладываются по кусочку, это зачастую черновики. Отсюда автоматически следует, что ошибок там будет побольше, чем в вычитанном тексте.
4. Точка зрения, согласно которой грамматические ошибки – это неуважение к окружающим, несколько проблематична. О неуважении можно говорить, когда человек, так сказать, «ведает, что творит». А если автор неправильно написал слово, он, вероятнее всего, сделал это не нарочно. Он сам не знает о том, что совершил ошибку.
5. Та точка зрения, что если человек пишет не слишком грамотно, значит, он – лентяй и неуч, тоже проблематична. Я бы даже сказала, в корне неверна. Грамотность определяется в первую очередь не тем, насколько основательно вы зубрили правила в школе. Есть люди, которым и зубрить ничего не надо. Они просто читают книги – и автоматически пишут довольно-таки грамотно. Так сказать, схватывают налету. Есть же люди, которые зубрят-зубрят - и всё равно постоянно пишут не так. Существует, наконец, такое понятие как дислексия. Причём точную границу между просто неграмотным человеком и человеком, который страдает этим расстройством, не всегда легко провести. Вообще грамотность – это, знаете, как с пением. Кто-то с раннего детства поёт чисто. Кто-то сколько ни старается, а фальшивит. Да, его можно подучить. Но абсолютного слуха у него всё равно никогда не будет.
Так что не торопитесь осуждать. Вообще я уже говорила и повторю: непонимание разницы между -тся и -ться – это не самый страшный грех, который способен совершить человек.
Несмотря на всё вышесказанное, когда я вижу в сети текст романа, пестрящий грамматическими ошибками, мне хочется ругаться. Громко и, может быть, даже нецензурно. Потому что если берёшь на себя роль писателя, с тебя уже другой спрос. Пункты 1-3 остаются без изменений. Я не говорю о периодических опечатках и редких ошибках. Я говорю о текстах, в которых без оных не обходится ни один абзац, а то и ни одно предложение.
Да, человек не обязан иметь способности к грамматике. Да, человек может страдать дислексией. Но, ребята, я, например, совершенно отвратительно пою. У меня есть какой-никакой слух, но совершенно нет голоса. Я сильно фальшивлю. Так вот, открою вам страшную тайну: я люблю петь. Но я не лезу в певицы. Я пою тогда, когда меня никто не слышит, ну, или слышат самые близкие люди. У них судьба такая: терпеть меня такую, какая есть. :) Так вот, мораль, полагаю, ясна. Если человек не умеет грамотно писать, может быть, ему просто не стоит становиться писателем? Есть масса других профессий, в том числе и творческих, в которых эта конкретная способность не имеет столь принципиального значения.
Тем не менее, я готова допустить существование человека, которые придумывает шикарные сюжеты, описывает ярких героев и обладает неплохим слогом. Но при этом имеет серьёзные проблемы с грамматикой. Возможно, такому человеку имеет смысл идти в писатели. Но в этом случае, прежде чем выкладывать текст в сеть, можно просто воспользоваться услугами редактора или корректора. И всё, проблема снимается.
Разумеется, меня могут вернуть к пункту 4. Откуда человеку знать, что он неправильно пишет? Тут я не специалист, но, на мой взгляд, существует несколько моментов. Во-первых, мы все учились в школе. И получали оценки по русскому языку. К слову, сама я в русскоязычной школе училась только до восьмого класса (включительно), и было это достаточно давно, но могу более или менее вспомнить, какого порядка получала отметки. Каждый знает, какие предметы давались ему лучше, а какие – тяжелее. (Разумеется, нюансы вроде конфликта с учительницей – не в счёт). Во-вторых, огромное преимущество современных авторов: у нас есть Word. Который иногда ошибается, не знает ряда слов и имеет довольно специфическое представление о знаках препинания. И который далеко не всегда поможет, если мы путаем -тся и -ться. Но уж не писать «заЕц» или «пЕсьмо» он точно поможет. И мы можем оценить, насколько часто набранные нами слова подчёркиваются красной волнистой линией. В-третьих, не стоит пренебрегать комментариями читателей. Если вам не одноразово, а регулярно указывают на ошибки, это повод задуматься. Более того, если вы не уверены, как оценить свою грамотность, вы можете специально попросить читателей сообщать вам о подобных вещах. (К слову, дорогие любители скандалов, в восторге подпрыгивающие перед экранами в надежде поймать меня на противоречии. Я не изменила своего мнения и по-прежнему считаю, что критика должна быть вежливой, а не хамской).
В-четвёртых и в-последних: как и в любом вопросе, тут следует найти баланс. Не скатываться ни в тотальную неуверенность в себе, ни в самонадеянность.
Вот, собственно, всё, что я хотела сказать по данному вопросу. В следующем блоге я поделюсь с вами некоторыми наблюдениями о наиболее распространённых грамматических ошибках и рекомендациями касательно того, как можно их избежать.
Категории: Мысли, идеи
Обновление: 02.07.2017, 13:06 5335 просмотров | 119 комментариев | 2 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора18
-
13 / 1 04:49 Лена Тулинова
Пансион благовоспитанных колдуний. История Первая: Зонтики с темнотой
-
84 / 28 04:47 Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
262 / 18 03:14 Халимендис Тори
Приручить дракона
-
401 / 9 01:13 Елена Матеуш
Прости, я не подумал...
-
5 / 1 01:00 Ольга Олие
Миола. Переписать судьбу
-
178 / 1 00:08 Чередий Галина
Двое и "Пуля"
-
1024 / 5 19 окт михайловна надежда
И только миг
-
129 / 3 19 окт Лена Тулинова
Свидетелей воскрешают по пятницам
-
13 / 2 19 окт Мария Терентьева
Хвостомуз, фея и розовое варенье
-
107 / 5 19 окт Мария Терентьева
Тыквенные каблучки
-
52 / 18 19 окт Халимендис Тори
Переиграть судьбу
-
74 / 4 19 окт Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
108 / 6 19 окт Чимназ Мамедова
Союз трёх королев
-
279 / 1 19 окт Елена Матеуш
Звёздная сваха
-
2776 / 3 19 окт Наталья Ракшина
Дед Кондрат, бывший солдат
-
3716 / 2 19 окт Наталья Ракшина
Дитя Бунта
-
737 / 2 19 окт Кристина Кандера
-Настоящий полковник-
-
627 / 1 19 окт Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
Обсуждения на сайте20
-
1535 / 14 04:52 Наталия Пегас
Ледяной дождь
-
410 / 3 04:51 JKonstanta
Я тебя никому не отдам
-
560 / 8 04:50 Елена Елина
Когда дышат горы.
-
1924 / 22 04:49 Ани Яновска
Алый снег, белый пепел
-
13 / 1 04:49 Лена Тулинова
Пансион благовоспитанных колдуний. История Первая: Зонтики с темнотой
-
63 / 3 04:48 Александра Антарио
"Непрофильный" факультет. Основы совместной работы
-
84 / 28 04:47 Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
301 / 42 04:45 Гончарова Галина Дмитриевна
Бюро магической статистики - 1
-
4945 / 60 04:44 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
1740 / 11 04:42 Нина Линдт
Огонь Феникса
-
829 / 7 04:40 Варвара Ласточкина
Северная Венера
-
751 / 6 04:38 Ани Яновска
Венганза 2 Кровавая сальса
-
332 / 4 04:35 Влада Николаевна
Конунг Орел или решка (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
2748 / 51 04:28 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
109 / 3 04:21 Наталия Пегас
Среди уснувших облаков
-
60 / 6 04:05 Анна Ликина
Заноза королевского некроманта
-
647 / 3 04:01 Ната Чернышева
Восход Альтаира
-
748 / 8 03:17 Арлин Мэй (Туся)
Ненужная жена дракона, или Роза в цвету
-
30 / 2 03:16 Дарья Лев
Тень Страха
-
262 / 18 03:14 Халимендис Тори
Приручить дракона
Сегодня День Рождения!8
-
Мария Боталова
В оффлайне
-
Марина Ефиминюк
Веселая магия
В оффлайне
-
Мария Моравинская
Мир существует. чтобы войти в книгу
В оффлайне
-
Дарья Иорданская
Для читателей со зрелым взглядом на жизнь
В оффлайне
-
Ольга Гучкова
В оффлайне
-
Татьяна Золотаренко
В оффлайне
-
Роза Цедрик
В оффлайне
-
И. Нельсон
Без чудес жить слишком скучно
В оффлайне
- Хиты продаж 12
-
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной. Кристина Гладышева
139 руб 111 руб
-
Фею вызывали? Полина Лашина
129 руб
-
Осталось только мстить. Анна Неделина
150 руб 112 руб
-
Королевские неприятности. Елизавета Соболянская
119 руб
-
Космическая свалка раздора. Астрадени Джейн
75 руб 52 руб
-
Фиктивный брак некроманта. Елена Шевцова
179 руб
-
Бригада Д. Сезон 6: Паноптикум. Лесса Каури
-
Участковая ведьма. Книга 1. Евгения Чая
139 руб 62 руб
-
Слабое звено Академии Драконов. Оксана Гринберга
139 руб 125 руб
-
[Некро]менты: труп невесты. Полина Змееяд
119 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
Затопленный город. Shy Hyde
169 руб
Загружаются комментарии...