О грамотности. Часть 1

02.07.2017, 13:06 Автор: Ольга Куно

Многие пишут о том, что в книгах, выкладываемых в сети, в том числе и на продажу, нередко встречаются грамматические ошибки. И я решила посвятить этой теме два поста. В первом, сегодняшнем, выскажусь о том, как я отношусь к грамматическим ошибкам вообще и в литературных произведениях в частности. В следующем – поговорю про некоторые ошибки, которые кажутся мне особенно распространёнными. Рассмотрю примеры, показывающие, насколько капитально нарушение грамматических правил может исковеркать смысл, и предложу пару рекомендаций касательно того, как можно этих ошибок избежать.


Начну с того, что я совершенно не граммар-наци. Собственно, для лингвиста это вообще было бы довольно неестественно. Загружать вас причинами не буду, если в двух словах: наша цель – не рассказывать людям, как они должны говорить, а изучать язык как он есть. Поэтому когда речь идёт о грамматических ошибках, нас главным образом заинтересует, с чисто научной точки зрения, почему люди совершают те ошибки, которые мы реально наблюдаем, а не какие-нибудь другие. В любом случае, как нетрудно догадаться по такому предисловию, к ошибкам, допускаемым, скажем, в комментариях на форуме, я отношусь совершенно спокойно. Но вот к ошибкам в художественной литературе (а роман, выкладываемый, скажем, на ПродаМане, позиционируется как художественная литература, верно?) – значительно хуже.

Тут, однако же, необходимо сделать несколько уточнений:

1.   Опечатки делают ВСЕ. И читатели, и писатели, и лингвисты. И даже в бумажных книгах они (опечатки) встречаются.
2.   Отдельные грамматические ошибки тоже делают ВСЕ. Любой хоть какое-нибудь правило, да забудет, хоть про какое-то слово, да не будет в курсе, как оно пишется.
3.   Когда романы выкладываются по кусочку, это зачастую черновики. Отсюда автоматически следует, что ошибок там будет побольше, чем в вычитанном тексте.
4.   Точка зрения, согласно которой грамматические ошибки – это неуважение к окружающим, несколько проблематична. О неуважении можно говорить, когда человек, так сказать, «ведает, что творит». А если автор неправильно написал слово, он, вероятнее всего, сделал это не нарочно. Он сам не знает о том, что совершил ошибку.
5.   Та точка зрения, что если человек пишет не слишком грамотно, значит, он – лентяй и неуч, тоже проблематична. Я бы даже сказала, в корне неверна. Грамотность определяется в первую очередь не тем, насколько основательно вы зубрили правила в школе. Есть люди, которым и зубрить ничего не надо. Они просто читают книги – и автоматически пишут довольно-таки грамотно. Так сказать, схватывают налету. Есть же люди, которые зубрят-зубрят - и всё равно постоянно пишут не так. Существует, наконец, такое понятие как дислексия. Причём точную границу между просто неграмотным человеком и человеком, который страдает этим расстройством, не всегда легко провести. Вообще грамотность – это, знаете, как с пением. Кто-то с раннего детства поёт чисто. Кто-то сколько ни старается, а фальшивит. Да, его можно подучить. Но абсолютного слуха у него всё равно никогда не будет.

Так что не торопитесь осуждать. Вообще я уже говорила и повторю: непонимание разницы между -тся и -ться – это не самый страшный грех, который способен совершить человек.

Несмотря на всё вышесказанное, когда я вижу в сети текст романа, пестрящий грамматическими ошибками, мне хочется ругаться. Громко и, может быть, даже нецензурно. Потому что если берёшь на себя роль писателя, с тебя уже другой спрос. Пункты 1-3 остаются без изменений. Я не говорю о периодических опечатках и редких ошибках. Я говорю о текстах, в которых без оных не обходится ни один абзац, а то и ни одно предложение.

Да, человек не обязан иметь способности к грамматике. Да, человек может страдать дислексией. Но, ребята, я, например, совершенно отвратительно пою. У меня есть какой-никакой слух, но совершенно нет голоса. Я сильно фальшивлю. Так вот, открою вам страшную тайну: я люблю петь. Но я не лезу в певицы. Я пою тогда, когда меня никто не слышит, ну, или слышат самые близкие люди. У них судьба такая: терпеть меня такую, какая есть. :) Так вот, мораль, полагаю, ясна. Если человек не умеет грамотно писать, может быть, ему просто не стоит становиться писателем? Есть масса других профессий, в том числе и творческих, в которых эта конкретная способность не имеет столь принципиального значения.

Тем не менее, я готова допустить существование человека, которые придумывает шикарные сюжеты, описывает ярких героев и обладает неплохим слогом. Но при этом имеет серьёзные проблемы с грамматикой. Возможно, такому человеку имеет смысл идти в писатели. Но в этом случае, прежде чем выкладывать текст в сеть, можно просто воспользоваться услугами редактора или корректора. И всё, проблема снимается.

Разумеется, меня могут вернуть к пункту 4. Откуда человеку знать, что он неправильно пишет? Тут я не специалист, но, на мой взгляд, существует несколько моментов. Во-первых, мы все учились в школе. И получали оценки по русскому языку. К слову, сама я в русскоязычной школе училась только до восьмого класса (включительно), и было это достаточно давно, но могу более или менее вспомнить, какого порядка получала отметки. Каждый знает, какие предметы давались ему лучше, а какие – тяжелее. (Разумеется, нюансы вроде конфликта с учительницей – не в счёт). Во-вторых, огромное преимущество современных авторов: у нас есть Word. Который иногда ошибается, не знает ряда слов и имеет довольно специфическое представление о знаках препинания. И который далеко не всегда поможет, если мы путаем -тся и -ться. Но уж не писать «заЕц» или «пЕсьмо» он точно поможет. И мы можем оценить, насколько часто набранные нами слова подчёркиваются красной волнистой линией. В-третьих, не стоит пренебрегать комментариями читателей. Если вам не одноразово, а регулярно указывают на ошибки, это повод задуматься. Более того, если вы не уверены, как оценить свою грамотность, вы можете специально попросить читателей сообщать вам о подобных вещах. (К слову, дорогие любители скандалов, в восторге подпрыгивающие перед экранами в надежде поймать меня на противоречии. Я не изменила своего мнения и по-прежнему считаю, что критика должна быть вежливой, а не хамской).

В-четвёртых и в-последних: как и в любом вопросе, тут следует найти баланс. Не скатываться ни в тотальную неуверенность в себе, ни в самонадеянность.

Вот, собственно, всё, что я хотела сказать по данному вопросу. В следующем блоге я поделюсь с вами некоторыми наблюдениями о наиболее распространённых грамматических ошибках и рекомендациями касательно того, как можно их избежать.

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 02.07.2017, 13:06 4932 просмотров | 119 комментариев | 2 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!8