Объективность в отзывах

22.01.2020, 18:47 Автор: Юлия Рудышина (Мэб)


Приглашаю к диалогу.

   
Признаки объективности в отзывах

Информативность и точная характеристика, не несущая личного впечатления. Точное сообщение плюсов и минусов, без перекоса в какую-либо сторону - то есть желательно быть полностью нейтральным.
Тактичность, конструктивность (деструктив не несет пользы автору и приводит только к унижениям), без перехода на личности.
Не начинать дискуссию, уводящую в сторону от произведения, писать "по делу" и обдуманно.
В некоторых случаях нужно обладать достаточными знаниями и опытом, чтобы помочь своим отзывом (не раз встречала, как пытаются грамматику разбирать, умножая ошибки). Нужно быть компетентным в некоторых вопросах критики, чтобы быть объективным, иначе мы получим все тот же субъективный отзыв (неважно, положительный он будет или отрицательный).
Желательно не выбивать из колеи своим отзывом, ведь в автора нужно вселить уверенность и помочь разобраться, что он делает не так, чтобы он мог улучшить результаты работы - это один из признаков конструктивной объективной критики.
Главное - не критиковать личность автора. Неприемлем негатив и насмешка. Приемлемы корректность, дистанция и уважительный тон. Кроме того, нужно дать возможность человеку оправдаться. это нормальная защитная реакция. Возможно, в ходе диалога, человек поймет, как именно он может использовать советы.
Критикуя, предлагай - нужно предлагать при этом свои пути решения. Причем обоснованные.

Иногда люди думают, что субъективность - это сказать"ты дурак" и ничем не объяснить. Вне зависимости от объяснений - это деструктив, и пользы от него априори быть не может.

Как же отбросить субъективное отношение или хотя бы попытаться?
Главное - пути решения, которые предлагает автор отзыва, не должны исходить из его личных вкусов и предпочтений. Когда я редактирую текст, я не трогаю авторский стиль, даже если полностью перестраиваю предложения. Так и здесь. Нужно найти какие-то моменты, какие присущи автору, и исходя из них, искать пути решения проблемы.
Никогда не переходите на личности - я уже говорила об этом, но мне хочется эту фразу выбить и выжечь на лбу у тех, кто считает себя критиками. Да, иногда автор непробиваем, иногда быстрее будет воспользоваться негативом, проведя шоковую терапию, но если вы хотите писать объективный критический отзыв - это не ваш путь. Да, объяснить, почему вы считаете то-то и то-то плохим, сложно. Но реально. Нужно хотеть этого. И учиться содержать в порядке и чистоте свой лексикон.
Еще - если начнется спор в обсуждении, нужно чтобы он был предметным. То есть касался непосредственно того, о чем идет речь в отзыве, избегая оскорбления и насмешек. Не нужно пытаться показать свое превосходство - это оттолкнет и толку от отзыва не будет. А ведь вы тратите время не для того, чтобы свое чсв потешить? А чтобы помочь автору? Если нет - то о каком объективном отзыве может идти речь?
А использование соответствующей лексики - это еще и показатель профессионализма.
В объективных отзывах не может и не должно быть фраз или рассуждений в стиле "я думаю", "мне кажется", и т.д. Это уже субъективность. нужно говорить по факту, находить факты. И показывать эти факты.
Эмоции - под полным контролем. Как положительные, так и отрицательные.
И то, о чем говорилось выше - позитив, доброжелательность и нейтральность по отношению к предмету критики. Иначе отзыв перейдет в формат субъективного.
Самое главное понять, что критика или отзыв должны привести к тому, что автор будет совершенствоваться. А субъективизм не так и плох - если он конструктивен.

Нам всем нужно помнить не только об объективности - но и о корректности, а также об умении грамотно и доступно выражать свое мнение.


Категории: Статьи



Обновление: 22.01.2020, 18:47 5704 просмотров | 66 комментариев | 9 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!8