С запада пришел к нам ошибочный термин "фокал", которым стали обозначать привычную прежде "фокализацию". Причем, отрицается работа с несколькими точками зрения - пришла мода утверждать, что "скакать по головам" нельзя и вообще это грубая ошибка (имеется в виду нельзя использовать несколько точек зрения). Не спорю, в пределах абзаца это смотрится иногда неуместно, и сцена, написанная без подобных скачков, воспринимается легче и аккуратней. Но это не ошибка. Это лишь использование приемов. Помните - угодить всем нельзя, автор должен сам четко понимать, что он хочет сказать каждой конкретной сценой, желательно продумать с самого начала, как будет идти повествование, ведь если автор четко соблюдает одну точку зрения, а потом среди книги - бух! - и поплыли по головам - это ему минус. Если перемежается фокализация сразу же и идет несколько точек зрения - почему и нет? Главное, следить за сценами и чередовать их аккуратно. Интересный прием - поглавно менять фокализацию (у Карины Деминой так часто построено повествование). Если же сообщать несколько точек зрения и пользоваться перспективой (чаще это 19-го века классики делали), то нужно всю книгу вести одинаково персонажей, ибо будет странно, если часть книги напишем так, вторую - вот эдак. Во всем должна быть стройность композиции, а приемы - это лишь приемы.
Есть отличная статья о том, почему и как пришел "фокал" https://proza.ru/2011/01/10/320 и почему этот "термин" чужд русскому литературоведению
Выдержки из этой статьи (самое главное):
1. Миф. Есть такое слово "фокал".
...в научной литературе такого слова нет, ни в русско-язычной, ни тем более в англо-язычной, где "focal" является прилагательным. А возникло это слово в писательском обиходе, судя по всему, как сокращение от "фокальный персонаж", что опять же является ошибкой... (от меня: ошибка - ибо имеется в виду фокализация под "фокалом" или одна точка зрения, фокальный персонаж и "фокал" вещи совершенно разные)
2. Важный момент: точка зрения – это совсем не то же самое, что "персонаж, через которого читатель воспринимает текст", наоборот: несколько точек зрения могут передаваться через речь или мысли одного персонажа.
3. ...употребление слова "фокал" вполне приемлемо и даже весьма удобно, но синонимом ему должно выступать не выражение "фокальный персонаж", а слово "фокализатор" (от меня: то бишь идет путаница между понятиями, фокальный персонаж - это не "фокал", это "персонаж, на котором концентрируется читательский интерес и внимание, он вводится в основном просто для того, чтобы быть эмоциональным центром повествования. Это персонаж, на которого настроен фокус, центр внимания, это человек, чьи реакции доминируют в кадре. Фокальный персонаж не обязательно то же самое, что "точка зрения" или тот, через чью перспективу видятся события")
4. ...Миф. Фокал должен быть один.
Естественно, что чем меньше персонажей, в которых нужно вживаться, тем проще читать и, в то же время, тем сильнее эффект присутствия. Однако, следуя этому принципу, западная книжная индустрия уже давно сделала следующий логический шаг и породила культуру комиксов, которые, например в Японии, уже почти вытеснили настоящую литературу.
Вывод, как мне кажется, очень простой: от требования "одного фокала" недалеко до полного упрощения литературного текста. Если двигаться в этом направлении, то живая книга рискует довольно скоро превратиться в линейную повествовательную жвачку, в которой роль читателя сведется исключительно к поглощению текста, а естественным отправлением станет выбрасывание книги в мусор. А вот настоящую литературу хранят на полках, хотя фокалов в ней не счесть!..
А что говорит теория литературы о точке зрения?
Выдержка из учебника:
"Точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках небольших произведений. Так, в первой части пушкинского стихотворения «Деревня» лирический герой сосредоточен на том, что впрямую открывается его зрению («Здесь вижу двух озер лазурные равнины...»), во второй же части — ракурс восприятия расширяется: лирический герой возвышается до скорбных умозрений («Среди цветущих нив и гор/ Друг человечества всечасно замечает /Везде невежества губительный позор...»). Динамика точек зрения (даже при едином, не меняющемся на протяжении всего текста субъекте речи) весьма явственна и активна в эпическом роде литературы. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого повествователь то наблюдает своих героев извне, то таинственным образом проникает в их внутренний мир, то сосредоточивается на широких панорамах и созерцает происходящее издалека (вспомним изображение начала Бородинской битвы), то, напротив, вплотную приближается к какому-то предмету или лицу, рассматривая его в мельчайших подробностях.
Писатели нередко «поручают» сообщить о событиях поочередно нескольким лицам («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Иметь и не иметь» Э. Хемингуэя, «Особняк» У. Фолкнера). Переходы от одних способов повествования к другим оказываются исполненными глубокого художественного смысла. Яркий пример тому — роман Т. Манна «Лотта в Веймаре», герой которого, великий Гете, подан в разных ракурсах его видения.
Понятие «точка зрения» тщательно обосновано Б.А Успенским. Опираясь на суждения М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.А Гуковского и анализируя художественные тексты (главным образом Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского), ученый утверждает, что проблема «точки зрения» является «центральной проблемой композиции», что этот феномен составляет «глубинную композиционную структуру» «и может быть противопоставлен внешним композиционным приемам». «Точки зрения» имеют планы: оценочный, фразеологический, пространственно-временной и психологический. Им посвящены специальные разделы работы Б.А. Успенского".
http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm вот ссылка на его работу
Еще интересные ссылки
https://www.weblancer.net/users/LioSta/portfolio/kopirajting-48/chto-takoe-fokal-i-s-chem-ego-edyat-1931358/ - вот тут про "фокал" много любопытного
о точке зрения http://studopedia.org/1-44492.html (мне лично Лотмана позиция близка)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/16.php - Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
Еще немного о том, что обычно называют "фокалом":
Фокализация
Термин «фокализация» был предложен в начале 1970-х годов французским структуралистом Жераром Женеттом в качестве развития идей Ж.Пуйона и Ц.Тодорова для обозначения повествовательной перспективы. Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:
1. нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.
2. внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа», его глазами, что проявляется, в частности, в использовании дейктических и других референциальных средств. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках объективированного повествования от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.
3. внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель.
Категории: Статьи
Обновление: 20.01.2022, 22:04 7344 просмотров | 38 комментариев | 3 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения в избранном у автора4
Обсуждения у друзей автора20
-
2141 / 89 04:45 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
2319 / 44 04:29 Анна Неделина
Я не знала
-
144 / 22 04:21 Лора Олеева
Отбор по драконовым законам, или Случайная невеста
-
4466 / 80 04:15 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
502 / 8 02:56 Алена Кручко Виктория Светлая
Рыжий хвост и ложка счастья
-
710 / 17 02:47 Алена Кручко
Кот в мастерской
-
721 / 8 02:14 А.Волжская, В.Яблонцева
Игра тени и света
-
2 / 2 02:06 Арина Семёнова
Забудь моё имя
-
83 / 6 02:05 Арина Семёнова
Скандал с афиши
-
200 / 12 01:37 Чимназ Мамедова
Отражение спасет тебя
-
4049 / 64 00:52 Мария Морозова
Связанные целью
-
2 / 2 00:19 Антонова Лидия
Чужая Судьба
-
782 / 1 10 май Катерина Katsurini
Одной жизни мало
-
1350 / 2 10 май Ника Веймар
Дракон по вызову
-
331 / 17 10 май Юлия Вилс
(Не) верь предсказаниям
-
4686 / 66 10 май NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
364 / 2 10 май Вероника Чурилова
Академия Симурга. В поисках Кадупула
-
15 / 2 10 май Антонова Лидия
Заложница Альфы
-
398 / 12 10 май Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
6825 / 9 10 май ShadowCat
Клан. Нечеловеческий фактор
Обсуждения на сайте20
-
2142 / 90 04:45 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
388 / 6 04:44 Елена Матеуш
Затерянный город альвов
-
1692 / 12 04:29 Ирина Каденская
Сиротка
-
2319 / 44 04:29 Анна Неделина
Я не знала
-
11315 / 4 04:28 Снежная Александра
Сокровище ирлингов
-
2179 / 20 04:26 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
2396 / 40 04:26 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
1243 / 10 04:25 Янина Веселова
Награда для героя, или Третий сорт - не брак
-
144 / 22 04:21 Лора Олеева
Отбор по драконовым законам, или Случайная невеста
-
502 / 7 04:17 Ольга Богатикова
Кошачий глаз
-
511 / 6 04:15 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
-
4466 / 80 04:15 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
118 / 2 04:02 Тая Ирова
Сильфида эльфу (не) пара
-
1074 / 25 04:01 Виола Редж
Код дракона
-
404 / 8 03:40 Виктория Аэтри
Секретарь артефактора
-
140 / 15 03:40 Оксана Захарова
Дочь куртизанки
-
425 / 10 03:36 Елена Северная
Наши бабки на графских грядках
-
212 / 12 03:28 Екатерина Боброва
Совенок. Вода и пламя. Шестая часть
-
502 / 8 02:56 Алена Кручко Виктория Светлая
Рыжий хвост и ложка счастья
-
168 / 19 02:53 Инна Комарова
Месть Призрака. Драма
- Хиты продаж 13
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Наследие святой Бригитты. Анна Граб
50 руб
-
Королевская академия магических искусств. Формула любви. Ирина Зволинская
149 руб
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка. Ольга Консуэло
99 руб
-
Хрустальный детектив. Лена Тулинова
-
Взрывная смесь, или Случайная невеста. Мира Гром
59 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Влияние свежего воздуха на личную жизнь. Люба. Янина Веселова
169 руб
-
Око Рора. Елена Матеуш
60 руб
-
Сплошные неприятности и оборотень в придачу. Антонова Лидия
69 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
Загружаются комментарии...