С запада пришел к нам ошибочный термин "фокал", которым стали обозначать привычную прежде "фокализацию". Причем, отрицается работа с несколькими точками зрения - пришла мода утверждать, что "скакать по головам" нельзя и вообще это грубая ошибка (имеется в виду нельзя использовать несколько точек зрения). Не спорю, в пределах абзаца это смотрится иногда неуместно, и сцена, написанная без подобных скачков, воспринимается легче и аккуратней. Но это не ошибка. Это лишь использование приемов. Помните - угодить всем нельзя, автор должен сам четко понимать, что он хочет сказать каждой конкретной сценой, желательно продумать с самого начала, как будет идти повествование, ведь если автор четко соблюдает одну точку зрения, а потом среди книги - бух! - и поплыли по головам - это ему минус. Если перемежается фокализация сразу же и идет несколько точек зрения - почему и нет? Главное, следить за сценами и чередовать их аккуратно. Интересный прием - поглавно менять фокализацию (у Карины Деминой так часто построено повествование). Если же сообщать несколько точек зрения и пользоваться перспективой (чаще это 19-го века классики делали), то нужно всю книгу вести одинаково персонажей, ибо будет странно, если часть книги напишем так, вторую - вот эдак. Во всем должна быть стройность композиции, а приемы - это лишь приемы.
Есть отличная статья о том, почему и как пришел "фокал" https://proza.ru/2011/01/10/320 и почему этот "термин" чужд русскому литературоведению
Выдержки из этой статьи (самое главное):
1. Миф. Есть такое слово "фокал".
...в научной литературе такого слова нет, ни в русско-язычной, ни тем более в англо-язычной, где "focal" является прилагательным. А возникло это слово в писательском обиходе, судя по всему, как сокращение от "фокальный персонаж", что опять же является ошибкой... (от меня: ошибка - ибо имеется в виду фокализация под "фокалом" или одна точка зрения, фокальный персонаж и "фокал" вещи совершенно разные)
2. Важный момент: точка зрения – это совсем не то же самое, что "персонаж, через которого читатель воспринимает текст", наоборот: несколько точек зрения могут передаваться через речь или мысли одного персонажа.
3. ...употребление слова "фокал" вполне приемлемо и даже весьма удобно, но синонимом ему должно выступать не выражение "фокальный персонаж", а слово "фокализатор" (от меня: то бишь идет путаница между понятиями, фокальный персонаж - это не "фокал", это "персонаж, на котором концентрируется читательский интерес и внимание, он вводится в основном просто для того, чтобы быть эмоциональным центром повествования. Это персонаж, на которого настроен фокус, центр внимания, это человек, чьи реакции доминируют в кадре. Фокальный персонаж не обязательно то же самое, что "точка зрения" или тот, через чью перспективу видятся события")
4. ...Миф. Фокал должен быть один.
Естественно, что чем меньше персонажей, в которых нужно вживаться, тем проще читать и, в то же время, тем сильнее эффект присутствия. Однако, следуя этому принципу, западная книжная индустрия уже давно сделала следующий логический шаг и породила культуру комиксов, которые, например в Японии, уже почти вытеснили настоящую литературу.
Вывод, как мне кажется, очень простой: от требования "одного фокала" недалеко до полного упрощения литературного текста. Если двигаться в этом направлении, то живая книга рискует довольно скоро превратиться в линейную повествовательную жвачку, в которой роль читателя сведется исключительно к поглощению текста, а естественным отправлением станет выбрасывание книги в мусор. А вот настоящую литературу хранят на полках, хотя фокалов в ней не счесть!..
А что говорит теория литературы о точке зрения?
Выдержка из учебника:
"Точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках небольших произведений. Так, в первой части пушкинского стихотворения «Деревня» лирический герой сосредоточен на том, что впрямую открывается его зрению («Здесь вижу двух озер лазурные равнины...»), во второй же части — ракурс восприятия расширяется: лирический герой возвышается до скорбных умозрений («Среди цветущих нив и гор/ Друг человечества всечасно замечает /Везде невежества губительный позор...»). Динамика точек зрения (даже при едином, не меняющемся на протяжении всего текста субъекте речи) весьма явственна и активна в эпическом роде литературы. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого повествователь то наблюдает своих героев извне, то таинственным образом проникает в их внутренний мир, то сосредоточивается на широких панорамах и созерцает происходящее издалека (вспомним изображение начала Бородинской битвы), то, напротив, вплотную приближается к какому-то предмету или лицу, рассматривая его в мельчайших подробностях.
Писатели нередко «поручают» сообщить о событиях поочередно нескольким лицам («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Иметь и не иметь» Э. Хемингуэя, «Особняк» У. Фолкнера). Переходы от одних способов повествования к другим оказываются исполненными глубокого художественного смысла. Яркий пример тому — роман Т. Манна «Лотта в Веймаре», герой которого, великий Гете, подан в разных ракурсах его видения.
Понятие «точка зрения» тщательно обосновано Б.А Успенским. Опираясь на суждения М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.А Гуковского и анализируя художественные тексты (главным образом Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского), ученый утверждает, что проблема «точки зрения» является «центральной проблемой композиции», что этот феномен составляет «глубинную композиционную структуру» «и может быть противопоставлен внешним композиционным приемам». «Точки зрения» имеют планы: оценочный, фразеологический, пространственно-временной и психологический. Им посвящены специальные разделы работы Б.А. Успенского".
http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm вот ссылка на его работу
Еще интересные ссылки
https://www.weblancer.net/users/LioSta/portfolio/kopirajting-48/chto-takoe-fokal-i-s-chem-ego-edyat-1931358/ - вот тут про "фокал" много любопытного
о точке зрения http://studopedia.org/1-44492.html (мне лично Лотмана позиция близка)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/16.php - Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
Еще немного о том, что обычно называют "фокалом":
Фокализация
Термин «фокализация» был предложен в начале 1970-х годов французским структуралистом Жераром Женеттом в качестве развития идей Ж.Пуйона и Ц.Тодорова для обозначения повествовательной перспективы. Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:
1. нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.
2. внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа», его глазами, что проявляется, в частности, в использовании дейктических и других референциальных средств. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках объективированного повествования от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.
3. внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель.
Категории: Статьи
Обновление: 20.01.2022, 22:04 8196 просмотров | 38 комментариев | 3 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
3095 / 85 03:43 Мария Морозова
Проклятие на наши головы
-
40 / 23 02:30 Ежова Лана
Скромница и Сердцеед
-
79 / 7 02:24 Анна Гедианова
Алый пурпур
-
53 / 9 02:03 Каталина Канн
Ледяной кристалл Криоса
-
1034 / 13 01:42 Анастасия Ольховикова
Космос и я. Часть 1
-
258 / 9 01:12 Виктория Даркфей
Влюбиться в темного магика
-
657 / 4 00:47 А.Волжская, В.Яблонцева
Украсть сердце мороя
-
349 / 32 00:47 Александра Шервинская
Ловушка для мисс Паркер
-
1034 / 29 00:33 Анна Неделина
Осталось только мстить
-
7 / 1 00:05 Елена Свительская
Ветер моих фантазий
-
16 / 3 00:04 Каталина Канн
Новогоднее желание, или Эльф в подарок
-
1105 / 8 11 дек Халимендис Тори
Выйду замуж. Срочно!
-
551 / 16 11 дек Александра Шервинская
Дом, который будет ждать. Книга 5
-
9803 / 38 11 дек ShadowCat
Клан. Паутина
-
984 / 8 11 дек Радион Екатерина
Игра Паука. Вернуть Монстра
-
104 / 2 11 дек Лена Тулинова
Местами по городу возможны чудеса
-
414 / 3 11 дек Вознесенская Ольга
Предсвадебный сюрприз для дракона
-
45 / 1 11 дек Каталина Канн
Невеста ледяного ветра
-
966 / 12 11 дек Анна Гедианова
Невеста проклятого бога
-
238 / 8 11 дек Мария Терентьева
Песочный снегопад
Обсуждения на сайте20
-
2236 / 1 04:25 Ирина Каденская
Сиротка
-
42 / 2 04:23 Ирина Каденская
Вальс для Батори
-
224 / 15 04:14 Ольга Свириденкова
Подарок единорога
-
1513 / 13 04:12 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Сердце огненной принцессы
-
175 / 2 04:07 Рия Радовская
Снежные волки Арланеты
-
652 / 12 04:05 Ольга Богатикова
Отражения
-
18 / 6 04:04 Ирина Гор
Нечаянная избранная
-
333 / 13 03:57 Кароль Елена / Эль Санна
Николь. Морская ведьма
-
364 / 3 03:56 Ирина Каденская
Предатель
-
652 / 2 03:56 Гончарова Галина Дмитриевна
Устинья, дочь боярская-1. Возвращение.
-
35 / 24 03:48 Влада Николаевна
На осколках прежней жизни
-
200 / 11 03:47 Елена Северная
Мой босс...Козел!
-
3095 / 85 03:43 Мария Морозова
Проклятие на наши головы
-
213 / 15 03:29 Вера Арев
Драконы на ведьмах не женятся
-
676 / 62 03:19 Мила Лимонова
Королевство тайных троп. Охота на принцессу
-
319 / 1 03:17 Ирина Каденская
Прощённым, говорят, дорога в рай
-
3251 / 3 03:15 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
119 / 3 03:08 Ирина Каденская
Ребенок
-
969 / 8 02:55 Наталия Пегас
Вечный цветок Аматэрасу
-
51 / 1 02:54 Светлана Шавлюк
Огненная ведьма. Славянская академия ворожбы и магии
Сегодня День Рождения!5
-
Софилика Оникс
Засыпай с мечтой, просыпайся с целью!
В оффлайне
-
Рия Радовская
В мечтах и в любви нет ничего невозможного (с)
В оффлайне
-
Яна Додина
Надеюсь, мои рассказы откликнутся в Вашем сердце прекрасной мелодией.
В оффлайне
-
Елена Сафина
В оффлайне
-
Антуанетта Шарльцман
«Увидимся завтра» Это были твои последние слова перед уходом.
В оффлайне
- Хиты продаж 12
-
Эволюция хаоса. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Госпожа Безымянной усадьбы. Полина Атлант
35 руб
-
Бюро находок в Тенегорске. Сезон 1. Наталия Полянская
-
Закон любви. Антонова Лидия
89 руб 75 руб
-
Подарок единорога. Ольга Свириденкова
130 руб 39 руб
-
Прокляни меня, ведьма! Кристина Гладышева
139 руб 111 руб
-
Адвокат по магическим делам. Сезон 2. Анна Орлова
-
Звёздный холостяк. Елена Матеуш
99 руб
-
Вечный цветок Аматэрасу. Наталия Пегас
55 руб 49 руб
-
На снежных крыльях любви. Маришка Вега
50 руб
-
Невеста №5. Книга 2. Никольская Ева
199 руб 159 руб
-
Одержимая драконом. Мирион Гранж
71 руб 35 руб
Загружаются комментарии...