В помощь НАЧИНАЮЩЕМУ писателю: клиффхэнгер

21.09.2019, 23:28 Автор: Мария Шурухина

Поговорим о приеме под названием «клиффхэнгер»?

Думаю, каждый из нас смотрел сериалы. Будь то мыльные оперы, детективы, фэнтези, научная фантастика или мелодрамы. Вспомните - режиссеры частенько используют такой ход - повествование, серия или эпизод заканчиваются на самом интересном, пикантном или интригующем месте.

Это и есть клиффхэнгер - прием, помогающий разогреть и поддержать зрительский интерес.

При чем тут литература, спросите вы? Все просто - такой прием можно использовать в художественных произведениях.

Если в вашем произведении несколько сюжетных линий, клиффхэнгер применить будет легко. Например, можно заканчивать главу на волнительном для читателей моменте: встреча, расставание, важная новость, убийство, драка и т.д. А в следующей главе будут действовать герои из другой сюжетной линии, тем самым оставляя развязку предыдущей главы «на десерт». Читатель, тем временем, будет держать в памяти интригующую сцену, на которой закончилась та глава, будет волноваться, переживать, проявлять любопытство, стараясь удовлетворить свой читательский интерес.

Если писатель использует клиффхэнгер, от книги, порой, невозможно оторваться - хочется узнать, что же будет дальше с этим героем? Как можно было бросить его в такой ситуации? Что он выберет, что решит, как поступит? И вот вы уже читаете главу за главой, не замечая, как медленно, но верно, наступает рассвет...

Особенно хорошо такой прием работает, разумеется, в детективах. Но и в других произведениях клиффхэнгер может использоваться не менее успешно.

Важно отличать клиффхэнгер от интриги. Давайте разберем эти два понятия на примере романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр».

Пример интриги
Мы еще не знаем о сумасшедшей жене мистера Рочестера, спрятанной на чердаке, и сцены, в которых она пытается всячески навредить - поджигает комнату или ранит гостя, заставляют нас ломать голову над загадками и событиями, происходящими в стенах Торнфильдхолла.

Пример клиффхэнгера
В сцене, где гости собираются в церкви на церемонии венчания мистера Рочестера и Джен, священник спрашивает, имеются ли у кого-нибудь из присутствующих возражения против этого брака. И вдруг выходит человек, который заявляет, что этот брак не может состояться. Священник просит назвать причину.
А теперь представьте, что на этом месте повествование обрывается. До следующей главы. До следующей серии. До следующего эпизода. До следующего сезона.
Вам было бы интересно узнать, что дальше? Разумеется!


Клиффхэнгер отличается от интриги своей внезапностью и неожиданностью. Но и развязка в этом случае происходит довольно быстро, ведь уже в следующей главе мы сможем узнать ответ.

Прием особенно важен для современного автора, пишущего произведение онлайн и выкладывающего его по кусочкам, так называемыми «продами». Если каждую «проду» заканчивать на интригующем месте, как вы думаете, возрастет ли читательский интерес, появятся ли бурные обсуждения и предположения в комментариях? Обязательно!

Злоупотреблять приемом не стоит, но время от времени, для создания эффекта вовлечения в сюжет, использовать его будет чрезвычайно полезно.

422750c32fc2.jpg

Больше полезного для писателей в группе "Книжное измерение" https://vk.com/clubbookdimension

Категории: Статьи



Обновление: 21.09.2019, 23:28 1522 просмотров | 5 комментариев | 4 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20