Бес. Оруженосец поневоле | Обзор

16.02.2018, 20:54 Автор: Мария Покусаева

Ника Веймар "Бес. Оруженосец поневоле"

Если признаваться честно, положа руку на "Книгу истины", то к автору я пришла через "Темный договор", который - мой сорт легкого фейспалма. Но "Темный договор" я разберу по косточкам уже после того, как, наконец, прочитаю заключительную часть, а сегодня речь пойдет о более интересной работе.
От "Беса" я ожидала большего.
Потому что по ознакомительному отрывку было видно другой типаж героини: не тихая наивная деточка, умеющая не к месту выпускать шипы, а человек более взрослый и осознанный. Не студентка, а профессиональный маркетолог, в силу профессии - зубастая, в силу характера - пробивная. Это не та барышня, с которой герой будет все три части носиться, как с писаной торбой, а существо куда более самостоятельное. Кроме того, меня не могли не привлечь реконы в треде и гендерная интрига. Собственно, понеслось.
Что я ожидала - то я и получила. Правда, опять признаюсь честно, получила даже больше, но обо всем по порядку.

Сюжет

Александра, она же - Бес, уже не совсем юная девица, маркетолог, немного стервоза, как-то утром получает от друга-рекона предложение, от которого пытается отказаться, но - напрасно. Поэтому, облачившись в костюм молодого дворянина, Бес попадает на реконструкторский фестиваль. Все идет неплохо, ей есть, чем себя занять и развлечь, погода хороша, фестиваль тоже, но тут случается тот самый поворот. По фестивалю прогуливается некий мужчина, который то ли в силу невнимательности, то ли в силу сосредоточенности на своей персоне, врезается в Алекс - и та случайно обливает его холодной водой.
Казалось бы - два хороших человека всегда могут договориться, но нет. В этом случае коса находит на камень, незнакомец начинает хамить главной героине, а та, думая, что это игровое поведение, вспоминает, что она - тоже не тварь дрожащая, а сын дворянина, и отвечает в тон.
Виббли-воббли, тайми-вайми, вжух! - и вместо фестиваля в нашем мире Алекс оказывается посреди рынка в другом мире, потому что незнакомец был магом, путешествующим развлечения ради по иным мирам.
Тут начинаются приключения.
Оправившись от первого шока, с помощью упрямства и смекалки Алекс зарабатывает себе первые золотые на крышу и хлеб, а потом, немного поосмотревшись, продумывает хитрый план, как ей выжить и найти того нехорошего человека, который ее сюда зашвырнул. И поскольку у женщин в этом мире положение так себе, Алекс притворяется юным странником из одного малоизученного государства (именно этим она в итоге объясняет некие странности своего поведения). Уже не Алекс-девушка, а Алекс-юноша нанимается в оруженосцы к Раулю, странствующему рыцарю-аристократу, который однажды на свою беду дал самоубийственный обет - украсить алтарь в одном из храмов шкурой дракона.

Герои

Алекс однозначно получилась взрослее и сильнее Алины, героини "Договора". Она пробивная, у нее отличная деловая хватка, она старается не унывать и не принимать скоропалительных решений, она умеет быстро разбираться в ситуации и не особо рефлексирует на некоторые темы. Автор немного подыгрывает ей, выдавая в самом начале весь набор черт характера и прочих качеств личности, которые в итоге помогают ей в приключениях. Алекс торгует, как гном. Алекс отлично разбирается в экономике и маркетинге, что дает ей - ему - плюс, когда приходится взаимодействовать с обитателями нового мира. Алекс практична, она в силу профессии умеет "читать" людей, она просчитывает последствия своих действий, поэтому редко попадает в беду. Алекс выглядит как парень, поэтому девушку в ней распознают очень не сразу, а распознав - списывают на то, что это колдовство. При этом Алекс, пусть и в достаточной мере эгоистична (в той степени, которая нужна, чтобы не упустить свое), не отличается характерным для героинь сетературы стремлением стать центром вселенной. В новом мире она прогибает под себя только тот кусок реальности, который нужно прогнуть для выживания, она вписывает себя мир, не пытаясь изменить его. Она играет по его правилам, хотя, конечно, стремится извлечь из этих правил максимальную выгоду для самой себя.
Рауль, романтический герой и сюзерен Алекс, это мужчина, к которому я бы сама нанялась в оруженосцы.
Да, девы, налетайте, тут нормальный мужик, наканецта.
Взрослый, серьезный, собранный, честный перед другими и перед собой. Ответственный. Не лишенный юмора.
Чертовски харизматичный.
В прошлом у Рауля нет никаких темных пятен - он честный дворянин, вставший на путь рыцаря из-за того, что однажды, защищая свою собственность, был серьезно ранен и в итоге должен заплатить за свое спасение, совершив подвиг. Поэтому он уже несколько лет безуспешно гоняется за драконами по всем горам и оврагам. Оруженосец нужен ему только потому, что это - символ статуса, и некоторые официальные мероприятия и прочие ритуалы без оруженосца невыполнимы. Понимая, насколько опасна его цель, Рауль старается максимально обезопасить юношей, которых он нанимает на службу, но так или иначе - от него сбегают все. Кроме Алекса.
В чем-то погоня за драконом напоминала погоню за белым китом, но это уже моя привычка искать контексты. Наверное, то, как в итоге все обернулось, мне понравилось куда больше любого другого итоге.
Гендерная интрига держится долго, Алекс неплохо справляется, хотя, конечно, у нее есть пара чит-кодов. Справляется настолько хорошо, что в итоге ставит своего нанимателя в неловкое положение: тот инстинктивно чует подвох и тянется к оруженосцу, который красив, зараза, но это вызывает в бедняге Рауле удивительные фрустрации.
К сожалению, среди второстепенных персонажей почти нет женщин (и тест Бехдель, конечно, пошел по бороде), но с другой стороны - для самой истории это особой роли не играет.
Зато среди второстепенных героев есть Фламо Огненный, который ого-го-го-го, невероятно харизматичный и весьма пафосный, и которому отведено ничтожно мало эфирного времени. Нет, опять же, саму историю это не меняет, тут главные акценты четко стоят на развитии отношений между Алекс(ом) и Раулем (сослэшено, дамы и господа!) и поисках грааля (зачеркнуто) дракона, но Фламо настолько крут, что вполне мог бы сыграть роль наставника или волшебного помощника. И я бы еще про него почитала - уже отдельно.

Мир

Условное средневековье с техномагией и совсем не средневековым мировоззрением. На кострах никого не сжигают, рабства формально нет, женщины не равны в правах мужчинам. Феодализм, как я поняла. Своя система магии. Достаточно развитая культура.
Наверное, если бы я хотела покопаться в мироустройстве, я бы нашла пару дыр, но для истории мне достаточно того, что есть, и это кажется мне достоверным.
Единственное, к чему бы я придралась, это маркетинговые фишки Алекс, точнее - их применение. Мне показалось, что был перебор с современной лексикой (которую зачем-то все понимали, даже рядовые торговцы), да и отдельные идеи (вроде того же экотуризма) больше подошли бы обществу чуть иного типа развития. В целом, не мешает, но можно было бы сделать тоньше.
Зато есть прикольные мелкие детали типа местных напитков и еды, интересные идеи в устройстве общества, праздники и нечисть (немного ведьмачьей эстетики, все как я люблю!)

Итог

8/10, отличная легкая история, гендерная интрига выдержана неплохо, написано ровно и чисто, адекватные, взрослые персонажи, своя атмосфера. Получилась очень цельная вещь, в которой достаточно всего - и стиля, и мира, и любви, и приключений.


Книга живет тут: https://prodaman.ru/Nika-Vejmar/books/Bes-Oruzhenosec-ponevole
Я читала в бумаге, издание от Автографа, могу орать, что это ооочень классная тема, книгу приятно держать в руках, все такое [1]

Категории: Критика, рецензии, отзывы



Обновление: 16.02.2018, 20:54 1409 просмотров | 7 комментариев | 2 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора10

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!6