Отзыв на Южную Вершину

03.08.2023, 21:32 Автор: А.Д. Лотос

Прожарка была написана для паблика "Книжное Измерение" ВКонтакте.

Взяла я как-то на прожарку эту необычную историю эпически-фэнтезийной кухни, достала тканые салфетки, серебряные приборы и длиннющие тарелки, и знаете... Мне есть что сказать!

Внешний вид блюда – обложка и аннотация чудесно гармонируют и дополняют друг друга. Тут видно сразу и Вик, и Гейла, сзади вон башни замка маячат, а огонь вокруг и вовне перекликается с обозначенными в аннотации «катастрофическими последствиями». Вот уж точно – черные глаза главного героя явно не сулят этому миру ничего хорошего… Что ж, вгрызнемся посильнее и посмотрим, что это за птица (и птицу ли нам подали?) такая – «Южная Вершина».

Блюдо начинается с босоногого и почти бедняцкого детства героев – по сути, с их знакомства. Вик увидела, как в их деревне появился странный нелюдимый парнишка с то ли огненно-рыжими, то ли простецки-черными волосами. И черными-черными глазами. Ребята вечно спотыкаются друг об друга в своей небольшой деревушке – но достается всегда именно Вик. Что девчонку ужасно расстраивает и бесит. Так бы они, наверное, и жили… Если бы на деревню не напали головорезы, чьей целью был именно поиск мальчика. Гейла. Так все и завертелось. Дети спасаются бегством, прячутся, понимают, что такое смерть и как важно держаться вместе. Но впереди их ждет очень длинная и сложная дорога. И это понятно с самого начала. Когда блюдо отдает запекшейся кровью и катящимися головами…

У меня есть одно, нет, даже два прилагательных для описания всего этого блюда, этого сюжета и этой саги. Монструозно-монументально. История – это эпическое дарк-фэнтези со всеми вытекающими. Будет много крови, много боли, парочка предательств и разочарований, еще больше спорных и откровенно вредных решений героев. Тяжелые ситуации и жизненные решения перебиваются моментами затишья, моментами любви и нежной дружбы. Тогда ты понимаешь, что выход то всегда есть, не все в этом мире покрыто плотной пеленой заговоров и интриг! Но… И в этот момент прожарщик понимает, что прикоснулся к миру размером с настоящий огромный человеческий мир. И эта история – лишь самое начало чего-то большего. Оттого и монструозно.

Гигантские эпические саги — это, конечно, не то чтобы новое слово в кулинарии… Как и дихотомия – гадские гады живут в нижнем мире, ангелоподобные светлые существа – в верхнем. А презренные людишки где-то посерединке. Наверное, надо сказать, что новизна в размахе?.. Нет, правда, разве кто-то кроме авторов боярок вообще замахивается теперь на произведения длиной в километры, растянутые во времени на десятки и сотни лет? В остальном история достаточно стандартна – приключения по жестокому миру, обретение истинного наследника, его первые шаги и первые фейлы в роли короля и могущественнейшего чародея. Вот уж что действительно для прожарщика оказалось новаторским – так это концовка. Но о ней позже, в свое время.

Пройдемся теперь по персонажам – для меня это определяющий параметр вкуса блюда. Итак, дарк-фэнтези, оно всегда подразумевает серьезный накал и накат жесткого прожаренного до кости мясца. Оно подразумевает, что геройских героев у нас тут будет минимум, а заправских подлецов с глупцами – хоть отбавляй. Будет много неоднозначности, будет меняться отношение к героям по нескольку раз за пару соседних глав. Ну вот так эти герои и ощущаются. Они похожи на таких людей, какими их рисует соображение о магическом средневековье. И не все они будут приятными ребятами.

Вик – главный женский персонаж всей книги. Девушка, на которой вообще сошлось и завязалось слишком много узлов. Это собранная, всегда находящаяся на стороже барышня, не лезущая за словом в карман. На ее долю выпало многовато бед и кровавых событий, что заставило ее ожесточиться и перестать доверять кому бы то ни было. При этом она знает себе цену. Настолько, что иногда это отдает даже самолюбованием. Эгоизмом. И в этом немалая заслуга Гейла. С самого детства парень был с ней рядом и считал чем-то вроде своего ангела-хранителя, который всегда-всегда будет рядом, ни за что не предаст, ни за что не уйдет, и вообще, им же так хорошо вдвоем! Ооо, это еще сыграет с ними со всеми очень злую шутку… Мечом и крепким словом Вик (с помощью внезапно открывшегося королевского происхождения Гейла) проложила себе путь в высшее общество, став телохранительницей короля. А позже – женой одного из самых блестящих рыцарей. В этот момент для меня, как для читателя, произошел раскол. Во внезапно нагрянувшую за короткий срок вечную любовь Вик я не смогла поверить. Какими бы сладкими и красивыми словами она не описывалась.

Я верю в зарождение чувств, верю в их развитие – а в свалившееся долго-и-счастливо в дарк-фэнтези, увы, нет. После трагических событий девушка идет вразнос и все ее поведение вызывает все больше и больше вопросов пополам с откровенным недоумением. «Да че ты творишь?!» – было произнесено мною не раз. А финальный твист… Как назвать человека, который собственное Я ставит выше жизни тысяч и тысяч людей, человека, который мало думает о последствиях своих поступков?.. «Негосударственный деятель» – подсказывает шкворчащий кусочек барбекю. Маракуйя в мире фэнтези. Идем дальше.

Гейл – главный мужской персонаж и парень, которому я искренне сочувствовала всю дорогу, желала счастья, желала найти явно оброненный в детстве мозг, желала научиться думать наперед… Наверное, мне, как читателю, нравится болеть за аутсайдеров и верить, что вперед их поведет счастливая звезда. Но не в этом дарк-фэнтези. В самом начале Гейл предстает маленьким мальчиком-неумехой, который от кого-то скрывается. Потом ему, королевичу, приходится учиться готовить, ухаживать за собой, сражаться… Получается не очень, медленно и вообще – парень не старается, ему не очень интересно, но ради Вик! Ради Вик да, он готов даже умереть. Почти. Мальчишка, который понахватался разных знаний без всякой глубины. Мальчишка, который привык доверять лишь себе и Вик. Мальчишка, который не мыслит, как политик на двадцать шагов вперед и не играет в пятимерные шахматы… Становится королем и обладателем невероятно могущественных сил. И на него тут же сваливается все бремя решений, принятых не им. Заговор. Государственный переворот. Захват провинции врагами. Свадьба возлюбленной (ага, Гейл наконец-то осознал, что оказывается всю жизнь страстно любил Вик) и нелюбовь народа. Читаешь, во что вляпался парень, который просто хотел приключаться, а не вот это вот все, и задыхаешься. А потом понимаешь – да не было у него никакого шанса выбраться из водоворота событий. Не только из-за собственного характера и недостатка образования, но и потому, что автор сложил сюжет так – что единственная возможность спасти корону, это не принимать корону… Это расставленная автором садистская ловушка от начала и до конца. И все марионетки отыграли свои роли согласно прописанным ролям. Только несчастного, разбитого, угнетенного и сломленного Гейла ничего не спасает. Цугцванг. И опять на первом плане эгоизм. Ради собственного эгоизма, одержимости и «хочу» Гейл совершает непоправимое… Ужасная судьба. И кусок прожариваемого мяса ягненка, обильно политый моими слезами и горем по бедному парню.

Орохин (Ороро) – второй главный мужской персонаж, который ощущается наиболее взрослым и цельным из всей этой братии героев. Он из тэйверов, местного непрямого аналога демонов. А еще он полукровка, что делает его одновременно и изгоем, и одним из самых сильных существ собственной расы. Сто лет назад его народ загнали в Нижний мир Проклятием, которое вроде как можно снять, но это не точно… И теперь Ороро вместе с командой сподвижников пытаются это проклятие разрушить, заодно отомстив всем за свои мучения. У этого героя есть цель, он умеет в стратегическое планирование, умеет думать мозгом, слушать товарищей и отбрасывать эмоции, когда они мешают. Он сильный, он хитрый, он верный, он первоклассный маг. Все перечисленные умения поднимают его на голову выше всех прочих, отчего он кажется имбой, которому автор все время подсуживает и подыгрывает… В отличие от несчастного Гейла. Ну и этот персонаж, появившийся тенью, намеком, записью в потрепанном дневнике – обретает плоть, мощь и вообще выходит из всех схваток победителем.

Удивительное возвышение до главного героя, финалящего эпилог. Вот только сочувствия его история не вызывает. Он и так супер-монстр, ему и так все время везет, хватит с него и моей читательской ухмылки. Не очень он вкусный. Слишком сладко-приторный, как ледяное мороженое.

И пока сюжет двигает пара человек, остальные на их фоне смотрятся довольно бледно. Персонажи, которым дали два-три определяющих качества и роль, и они их играют до самого конца. Джул – прекрасный геройский принц. Кор Лок – типичный мудрый Мерлин-наставник. Лоис – прилежная ученица чародея. Дядя точно окажется юлящим тем-еще-подлецом… Достаточно скудное оформление и оттенение у данного блюда.

Если говорить о недожаренных и недотянутых местах… Пару раз по ходу прочтения я подскакивала и кричала – «Да что это такое, да блин быть этого не может, вы че все творите!» Каждый раз оказывалось, что все эти завихрения сюжета, вызывающие мое возмущение – были либо хитрым планом, либо глупостью и неопытностью героев, которые вели их в персональный ад. Так что да, все, что кажется нелогичным и просто неимеющим право на существование – рано или поздно находит свое объяснение. А вот уж понравится ли оно вам…

Главным противоречием лично для прожарщика стали любовные линии, закрутившиеся вокруг Вик. Я не верю в скороспелую любовь. Но тут уж каждому свое. За сюжетом непросто уследить. Если история начинается всего с двух героев, то дальше количество героев, чьими глазами мы будем смотреть на ситуацию, будет только расти. У каждого есть свои чувства, цели, мечты, черты характера, и все это важно запоминать, чтобы не запутаться в дальнейшем. Ну и гигантский объем текста располагает к разветвлениям сюжета, разным локациям и временным отрезкам. Так что да, в конце вполне можно не упомнить всего, что жевал в начале.

Вкус и язык, конечно, очень богатые, со множеством оттенков. Я читала и понимала, что у автора нет даже слов-паразитов или каких-то любимых выражений, все достаточно четко, в одном стиле и по делу. Несколько не хватило мне красочных описаний – здесь они в основном глагольные с перечислениями «кто что делал в этой обстановке».

Закругляясь, пробуя последние кусочки, честно скажу, история показалась мне затянутой. Да, конечно, это первая книга огромной саги, которая вообще должна начать и ввести читателей в курс дела – объяснив, показав, расставив всех по шахматной доске, плюс немного надломив героев… Но нередко бывали моменты и сцены, которые хотелось проскочить быстрее, чем они написаны.

Иногда, однако, блюдо телепает и оно не может понять, кем хочет быть, когда вырастет. Будто перекатывается из жести Аберкромби в милоту Рапунцель, а затем в Голодные игры. А финал… Я из-за него не могла ночью уснуть, настолько он вонзился мне в мозг, перевернув дружбу в предательство, любовь в одержимость, защиту в безумие. И это ощущение для меня определило все отношение и впечатление от книги...

Рекомендации! Словарь и карта! Можно мне к огромной эпической саге такой же огромный словарь, расшифровывающий все сложные и новые термины, и огромную карту, на которой будут все королевства, города, Вершины, из которой будет понятно – как далеко надо телепортироваться, чтобы из лета попасть в зиму? Это здорово облегчило бы процесс понимания текста и погружения в мир. А вывод будет такой – любите прожаренное до хруста мясо эпических былин, приправленное неоднозначными героями и чудовищными интригами? Тогда это блюдо – ваше!

Прочитать книгу можно тут: https://prodaman.ru/cheshyr/books/Yuzhnaya-Vershina

Категории: Критика, рецензии, отзывы



Обновление: 03.08.2023, 21:32 130 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #рецензия

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора15

Обсуждения на сайте20