Почему Эрг Ноор на Зирде не сел

20.08.2022, 20:14 Автор: Николай Владимиров

Лучше всего о ситуации высказался герой повести Станислава Лема «Непобедимый»:

«Но, в конце концов, это только гипотеза, а мы не можем вернуться с гипотезами. Нам нужна уверенность. Точный диагноз, точные факты. Как только мы их установим, как только я буду иметь в контейнерах образцы этой летающей механической фауны – если она действительно существует, я сразу же соглашусь, что здесь нам больше делать нечего...».

Непосредственно в романе Ефремова не сказано, что Зирда вращается вокруг «Летящей Барнарда». Тем не менее, «Летящая Барнарда» находится в созвездии Змееносца – Эрг Ноор так же летит в созвездие Змееносца. До «Летящей Барнарда» шесть световых лет – до Зирды тоже шесть световых лет. «Летящая Барнарда» представляет собой красный карлик – солнце Зирды тоже представляет собой красный карлик. «Две величины, порознь равные третьей, равны друг другу».

Никто не знал, с чем придётся столкнуться экспедиции, и какая помощь потребуется планете. Поэтому анамезона – «космического бензина» взяли в обрез, только на дорогу «туда» – трюмы «Тантры» загрузили разного рода приборами и оборудованием. И почти всё это оборудование нераспакованным вернулось на Землю. Эрг Ноор прилетел, посигналил, повыл, несколько раз облетел планету – сперва по экватору, а затем и по меридиану, от полюса до полюса, сделал замеры...

Выяснилось, что на планете повышенный уровень радиации. Подняли литературу – уточнили, что при проведении масштабных земляных работ по прокладке каналов и сооружении плотин местные использовали тактическое ядерное оружие малой мощности. И построили гипотезу – они-де этим делом увлеклись, накопили злокачественные мутации, вследствие чего благополучно вымерли.

И никому не приходит в голову, что это – не более чем гипотеза. Что на самом деле на Зирде могло произойти всё, что угодно – от масштабной эпидемии до падения в море астероида или инопланетного вторжения. Массовые лучевые эпидемии не обязательно сопровождаются повышенным внешним уровнем радиации – изменения могут накапливаться в клетках живых организмов, а не в окружающем воздухе. Никакие эпидемии не убивают мгновенно – цивилизация погибнет, но успеет передать по Кольцу сигнал SOS. Высокий уровень радиации может объясняться тем, что «потекли» или взорвались оставшиеся без присмотра атомные реакторы. И вообще – можно ли, не выяснив точно, что именно здесь произошло, быть стопроцентно уверенным, что случившееся на Зирде не будет со временем угрожать Земли и её соседям по Кольцу?..

Кстати говоря: наличие и расположение трупов на космической станции косвенно свидетельствует в пользу эпидемии. Внизу, на планете – чума, станция изолирована и её экипаж какое-то время находится в безопасности, но затем на станции заканчиваются припасы. Спуститься вниз, на зачумлённую планету – гарантированная гибель, оставаться на станции – гарантированная гибель от голода или недостатка воздуха... Решили не мучиться. Лет через пятьсот на Зирде могут высадиться земные или инопланетные колонисты, начнут рыться в развалинах – из любопытства, или с научной целью... Чего бояться – все же знают, что местные вымерли от массовых радиационных мутаций. И откопают – космическую чуму себе на головы...

На планете могли оставаться уцелевшие – в изолированных убежищах, а то и в подземных городах. Помощь Земли и соседей по Кольцу позволила бы им пережить катастрофу и возродить цивилизацию Зирды. Но эти уцелевшие, даже если они слышат сигналы Эрга Ноора, скорее всего, попросту не могут ответить, по причине отсутствия средств космической связи. В описываемом мире антенна для космической связи будет громоздкой, неповоротливой и крайне энергоёмкой.

На космической землян могло ждать письмо, адресованное соседям по Кольцу, которые рано или поздно здесь появятся. Зирда входит в Кольцо, регулярно участвует в сеансах межзвёздной связи, даже анамезон для братьев по разуму заготовили...

Кстати: в то время, когда писался роман, трудно было представить более неподходящий материал для строительства космической станции, чем стекло. Во-первых, стекло пропускает свет. «Летящая Барнарда» принадлежит к числу спокойных звёзд. Но если, паче чаяния, она даст вспышку, или поблизости взорвётся аварийный планетолёт – экипаж станции запросто может ослепнуть. Во-вторых, стекло пропускает радиацию, зловредные космические лучи, магнитные поля. В-третьих, металл вязок – попавший метеорит оставит в нём лишь маленькую дырочку. Стекло хрупко – тот же метеорит запросто снесёт целую стену. Но если монтировать станцию из камня или металла – Эргу Ноору пришлось бы высаживаться. Иначе как бы он увидел замёрзший экипаж в зале заседаний?

На самой планете можно было бы небезприбыльно помародёрничать. Не в том смысле, как кое-кто может подумать – автор помнит, что у Ефремова на Земле коммунизм. Но в развалинах городов можно найти картины, книги, фильмы, просто предметы материальной культуры, представляющие художественную ценность не только для Зирды, но и для всего Кольца. Всё это обречено погибнуть, если ещё не погибло. Выкинуть непонадобившееся снаряжение, которое на Земле, скорее всего, утилизируют, загрузить трюмы предметами материальной и духовной культуры. Глядишь, и анамезон нашли бы...

Заодно попробуйте представить состояние людей, на долгие четыре года заключённых в летающую консервную банку – причём столько же времени займёт возвращение. Разумеется, большую часть этого времени ребята проспят, но всё же... Пусть ненадолго, но получить передышку: побыть на поверхности планеты, ощутить под ногами почву, а не бронированную палубу, увидеть – пусть сквозь стекло скафандра, настоящий закат и настоящий рассвет, услышать – пусть через наружные микрофоны, шум дождя и свист ветра...

Точно так же ведёт себя экипаж шедшего к Веге «Паруса» – после двадцати двух лет заключения в космическом корабле не пытается высадиться даже на четвёртой, доступной для высадки планете. Заметим, что роман писал профессиональный геолог. Планета находится в системе сверхактивной звезды – на её поверхности наверняка найдётся что-то, геологически весьма интересное.

И точно так же ведёт себя экипаж звездолёта из системы ЦР519, открывшего две пригодные для жительства людей планеты в системе зелёной звезды Ахернар. Облетели, сделали замеры... Установили, что для них самих планеты непригодны – зато для людей, вроде как, подойдут. Собственной разумной жизни, опять же, вроде как нет... Что далеко не факт. Если местная цивилизация находится в бронзовом, а то и в каменном веке, с орбиты следы её деятельности могут быть попросту не видны. Как не будут они видны, если местная цивилизация является биологической – как ийланэ у Гарри Гаррисона.

А ведь насколько было бы удобнее, если бы предварительные исследования провели сами ЦР519, передав информацию на Землю, а Земля послала бы к Ахренару не Эрга Ноора с Низой Крит, а сразу корабли с колонистами. Расплатиться Земля могла бы, оказав ту же услугу соседям по Кольцу.

Но даже в тех случаях, когда на чужую планету высаживаться всё же приходится, герои Ефремова ведут себя крайне непоследовательно. Первая бомбовая станция, сброшенная с борта «Тантры» на «суперземлю», вращающуюся вокруг нейтронной звезды, угодила в океан. Только после этого Эрг Ноор догадался исследовать поверхность планеты радиолокатором, определив очертания океанов и континентов. Затем «Тантра» приземлилась рядом с «Парусом». Врач и биолог экспедиции Эон Тал делает химический анализ забортного воздуха и собирается сделать биологический. Эрг Ноор его останавливает: «Зачем? У нас же скафандры, и вообще, мы же дышать местным воздухом не собираемся...».

Столь же непоследовательно ведут себя не только участники звёздных экспедиций, но и остающиеся на Земле. Очаровательная Веда Конг не только читает лекцию по земной истории обитателям планеты, вращающейся вокруг звезды 71 Змееносца, но и, как всякая женщина, пытается их очаровать. И при этом не только она, но и её кавалер, заведующий внешними станциями Дар Ветер, понятия не имеют о внешнем виде и физиологии её слушателей. Помните: «если там говорят...». Что если красавица Веда Конг, в своём критском (даже по нынешним меркам, откровенно неприличном) наряде покажется им эдаким ужасным страшилищем.

Словом, перед нами – не просто случайный эпизод, а некая система. Вроде бы герои Ефремова – серьёзные ребята: науку двигают, космос исследуют, экспедиции к соседним звёздам посылают, с братьями по разуму контактируют... Но при этом не способны к методичной, системной работе, делая скоропалительные выводы на основе недопроверенных, а то и вовсе недостаточных данных...

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Для начала простим автору моменты, неизвестные в его время. Когда писался и публиковался роман, уже был известен полупроводниковый прибор – транзистор, но ещё не были изобретены интегральные микросхемы, а потому ЭВМ и в самом деле могла не помещаться на борту космического корабля. Перед нами (извините за каламбур) типичная «болезнь роста» – у Станислава Лема вычислительная машина просит создателя надстроить к её шести этажам ещё девять, чтобы на досуге она могла бы поразмышлять о сложности бытия. А у Айзека Азимова в романе «Конец Вечности» знакомые с молекулярным фонографом герои записывают компьютерные программы на перфоленты, текст с которых, в двоичном коде, считывается визуально.

Точно так же Иван Антонович мог не знать, что у крупных звёзд не бывает планет. Что в начале следующего века Плутон «разжалуют» из планет в планетоиды – когда писался роман, и в самом деле считалось, что по размерам и массе он близок к Земле. Не знал он, что погасшую звезду с высоким содержанием железа учёные назовут нейтронной, а вращающаяся вокруг неё планета с биосферой станет определяться, как «суперземля». Не знал он, что циркониевых звёзд не существует в природе, а если бы таковые существовали, то свет такой звезды может оказаться смертельно опасным для земного человека. Хотя трудно представить, чтобы такой высокообразованный человек, как Иван Антонович не знал об «эффекте гироскопа», заставляя планету Торманс, (она же – Ян-Ях, она же – Тор-Ми-Осс) разворачиваться на орбите.

Но даже с учётом всего перечисленного несуразностей в мире «Туманности Андромеды» более чем достаточно.

Первое, что бросается в глаза – это осторожность, с какой люди светлого коммунистического завтра ведут исследования. Действие книги происходит в пятом тысячелетии от Рождества Христова. Земляне посылают космические корабли к соседним звёздам – но при этом не до конца исследована Солнечная Система. Вспомним экспедицию на Плутон, вернувшуюся одновременно с «Тантрой».

При этом Совет Звездоплавания не посылает новую космическую экспедицию до возвращения прежней, или до тех пор, пока не истечёт контрольное время её возвращения. За триста лет до описываемых событий земляне послали экспедицию к Сириусу, с тем, чтобы исследовать его спутник – состоящий из сверхплотного вещества белый карлик. Пробиться к нему земная экспедиция не смогла, наткнувшись на плотные метеоритные потоки. Лишь через триста лет (!) посылается новая экспедиция, к такому же белому карлику в системе Эпсилон Эридана. Предложение Дар Ветра «пренебречь обычными правилами безопасности и послать одновременно три экспедиции» становится чуть ли не сенсацией.

Земля состоит в Великом Кольце уже пятьсот лет, при этом в пределах досягаемости оказываются сразу три обитаемые планеты – Зирда (шесть световых лет), 61 Змееносца (одиннадцать световых лет) и 71 Лебедя (тринадцать световых лет). Имеющиеся технологии позволяют организовать регулярное почтовое сообщение между соседями – но Земля всего лишь готовится принять в гости собратьев по Кольцу. Для идущего к Веге «Паруса» трудно представить более удобный «космодром подскока», чем имеющая собственное анамезонное производство Зирда – и именно у Зирды возвращающийся «Парус» мог бы ждать дежурный земной звездолёт.
Вспомним рассказ Георгия Гуревича «Пленники астероида»:

«...категорически запретить полёты одиночных ракет. В дальние рейсы отправлять только эскадрильи ракет, способных оказать друг другу совместную помощь...».

Но именно так поступают герои Ефремова – если ведут дальние космические исследования, то непременно одиночными ракетами. Проблему «Паруса» и «Тантры» легко удалось бы решить, если бы каждый из кораблей шёл в составе эскадры.

Колонии на планетах других звёзд так же отсутствуют – Земля лишь собирается заселять планету, вращающуюся возле звезды Альграб (Юрта Ворона), по имени которой был назван погибший земной звездолёт. Для сравнения – у современника автора, учёного-химика Айзека Азимова, писавшего и публиковавшего «Основание» одновременно с «Туманностью Андромеды», Галактическая Империя насчитывает двадцать пять обитаемых планет (по современным меркам – мало), охватывая всю двойную спираль Млечного Пути.

Что до самой Солнечной Системы, то она не просто не до конца исследована – она ещё и до обидного мало освоена.

Собственно, в мире «Туманности Андромеды» земная цивилизация, подобно замкнувшаяся в себе, пребывающей в инферно Тор-Ми-Осс и отсталой, (не имеющей звездолётов, а только планетолёты) Зирде, является «цивилизацией одной планеты». Имеется «благоустроенная планета» Земля с ведущимся по единому плану хозяйством, с грамотно размеченными жилыми, сельскохозяйственными и промышленными зонами, и возможностью в любом месте прогуляться босиком, не боясь поранить ноги о стекло или консервную банку. Имеется «Breitspurbann» – связывающая страны и континенты широкопутная железная «Спиральная дорога» с двухэтажными поездами. Уровень Мирового океана поднялся на семь метров – Нью-Йорк кому-то, может быть и не жалко, но Санкт-Петербург и Венецию – таки да. Как бы то ни было, площадь обитаемой поверхности должна сократиться, причём значительно – Крымский полуостров будет затоплен, Крымские горы станут островом. О численности населения Земли мы ничего не знаем. Полтора миллиарда обитателей Тор-Ми-Осс – больше это или меньше земного, и если да, то насколько.

Затем мы имеем два искусственных обитаемых спутника – геостационарный спутник «тридцать шесть» и уничтоженный в ходе Тибетского опыта вращающийся вокруг Земли спутник «пятьдесят семь». К двум обитаемым искусственным спутникам следует добавить два десятка необитаемых, служащих радиоретрансляторами и системами видеонаблюдения. И один, рассчитанный на несколько миллионов человек, наполовину заброшенный, движущийся по земной орбите, в восемнадцати миллионах километрах от Земли космический город. (Если вы не помните про космический город, перечитайте главу, описывающую заседание Совета Звездоплавания). Имеется научно-исследовательская станция на спутнике Нептуна Тритоне – и, по всей видимости, на Луне, планетах Земной Группы и спутниках больших планет.

Колонии и производства – заводы, рудники и шахты на других планетах и лунах Солнечной Системы отсутствуют. В лекции по земной истории Веда Конг рассказывает, что источником минеральных богатств, расхищенных на других континентах в эру Разобщённого Мира, стала освобождённая от ледяного панциря Антарктида – но ни слова не говорит о добыче полезных ископаемых на Луне, Меркурии или в поясе астероидов. Источником золота, необходимого (либо в качестве сырья, либо в качестве катализатора), при производстве анамезона, становится найденная на дне моря, доставшаяся от прошедшей эпохи статуя коня – а не рудник, находящийся на другом небесном теле.

В мире «Туманности Андромеды» на Венере и Марсе имеются собственные биосферы – уничтожать чужую жизнь ради расширения собственного жизненного пространства люди коммунистического общества, разумеется, не будут. Но почему не используются Луна, Меркурий и Пояс Астероидов?..
Перелёт с Земли на спутник Нептуна Тритон даже при удачном расположении обеих планет продолжается два с половиной земных месяца. Для сравнения – заправленная «халявным» анамезоном «Тантра» проделала этот путь за пятьдесят два часа. Звёздные экспедиции стартуют непосредственно с Земли, на «грязных» анамезонных, либо на не менее «грязных» ионно-триггерных моторах – места стартов приходится бетонировать. Непонятно, чем это лучше использовавшихся обитателями Зирды атомных зарядов малой мощности? Для преодоления земной атмосферы звездолёт, каждый грамм на борту которого выверен и рассчитан, и на котором невозможно разместить мощную электронно-вычислительную машину, приходится покрывать специальной оболочкой. Отправить звёздную экспедицию с искусственного спутника героям Ефремова не приходит в голову.

Земля выходит на связь с соседями по Кольцу каждые восемь дней. Необходимая для этого энергия вырабатывается «q-» и «f-станциями» на Земле. Конечно, коммунистическая Земля – не Северная Корея, где электроэнергию дают дважды в сутки, с шести до восьми утра и с семи до десяти вечера, а так же по выходным и на праздники. Но всё же, для передачи сообщения по Кольцу приходится забирать тридцать четыре процента вырабатываемой Землёй энергии, из которых восемь процентов уходит на поддержание специального ионизированного канала в земной атмосфере.

Наконец, вспомним, на чём держится сюжет книги. Физик Рен Боз математически доказал существование гиперпространства. Но любую теорию следует проверить экспериментально, а для экспериментов с нуль-пространством нужно не просто много, а очень много энергии. Рен Боз мог бы пойти по законному пути, обратившись в Совет Звездоплавания – но там его теорию будут без конца обсуждать, проверять и перепроверять. К тому же необходимую для опыта энергию придётся забирать у земных производств. Земля лишь собирается строить каскад «q-станций» на Луне – каковой обязательно простроят, лет через ста:

– Мне всё равно – ведь на это потребуется сотня лет, и я не увижу никогда!
– Вам – да. Человечеству не так уж и важно – сейчас или поколение спустя..


И тут Рен Бозу встретился романтик и мечтатель, новый заведующий Внешними Станциями Мвен Мас, мечтающий познакомиться с живущей на другой планете краснокожей девушкой. Как мы знаем из романа «Час быка», с появлением ЗПЛ браки между землянами и красными людьми войдут в моду, но кому-то надо было начать. «Преступно используя служебное положение в личных целях, Рен Боз и Мвен Мас...».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Категории: Статьи



Обновление: 20.08.2022, 20:14 390 просмотров | 0 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #аналекты

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!12