Этот аспект - религия. Ее в фэнтезийных государствах зачастую просто нет.
Точнее говоря - есть, но чисто для галочки. Для той же галочки существует ныне, к примеру, официальная церковь Швеции, где процент атеистов просто зашкаливает, а благословение однополых браков давно стало привычным делом. В лучшем случае - существует аналог инквизиции, на реальную инквизицию похожий в той же степени, в какой магическая школа из пресловутой книжки Никоса Зерваса "Дети против волшебников" похожа на Хогвартс. Во что-то персонажи квазисредневекового сеттинга верят. Но они не произносят молитв, не дают обеты именем Бога, не посещают храмы, не используют для оправдания своих поступков упоминание о Божьем промысле. При этом во всех других отношениях они - средневековые люди.
Знаете, какое ощущение возникает при чтении подобной литературы?
Такое же, какое возникает, когда смотришь на портрет человека с отрезанным носом. Это уродец. И столь же уродливо выглядит попытка обрисовать средневековый быт при нарочитом игнорировании его религиозной составляющей,столь же естественной для того времени, как нос на человеческом лице.
Ибо все мироощущение средневекового европейца было пропитана религией, точнее - христианством. Это не значит, что житель какого-нибудь Парижа, Рима или Лондона всегда поступал в соответствии с максимами Нагорной проповеди. Но противоречие между идеалами Евангелия и практикой повседневной жизни выражалось в бесконечном повторении цикла: "Согрешил-покаялся". Священник, совративший дочь прихожанина и хлещущий сам себя поутру плетью за такое потворство плоти; разбойник, зарезавший крестьянина и впоследствии заказавший на собственные деньги молитву за упокой его души, - вот знаковые фигуры той эпохи. Вера могла вырождаться в лицемерие и пустосвятство, даже в богохульство, но никогда - в безразличие. Иначе и быть не могло: средневековое общество было в первую очередь строго иерархичным, а раз существует король в столице как гарант государственного порядка, обязан существовать и Бог на небе как гарант порядка мирового. Причем этот Бог непременно должен быть личностью, подобно земным владыкам. Пантеистическое учение Эригены о Боге как о некой "творящей и несотворенной" природе не могло найти поддержки у современников и было в конце концов осуждено как ересь. В противоположность ему взгляды Фомы Аквинского и Дунса Скота, из которых первый делал упор на разум Бога, а второй - на его волю, снискали популярность среди широких масс. Крупные художники вроде Мартина знали это, и когда народ Вестероса однажды почувствовал, что так дальше продолжаться не может, он сделал совершенно естественный вывод: все беды, свалившиеся на страну, это следствие упадка веры, приниженного положения церкви, которая при Таргариенах превратилась в простой придаток чиновничьего аппарата. И движение "воробьев", призванное изменить ситуацию, волне логично приобрело религиозную окраску, точно так же, как аналогичные движения в реальной средневековой Европе.
Писатели рангом поменьше над всеми этими тонкостями нередко вовсе не заморачиваются - отчасти потому, что человек, воспитанный на трудах Бертрана Рассела и прочих Докинзов (а именно они сформировали нынешнее леволиберальное мышление), не способен воспринимать веру как нечто нормальное даже в чисто историческом аспекте. Некоторую роль здесь играет и представление, что традиционное средневековое миросозерцание невозможно соединить с фантастическим элементом фэнтези ("За колдовство на кострах жгли, вы что!") Но жгли именно потому, что колдовства в нашем мире не бывает, и, соответственно, занятия им были бесполезны для сильных мира сего. Иначе бы они взяли чародеев под защиту, как нередко брали проституток, да и Блаженный Августин - величайший святой католического мира - некогда изрек: "Если отказаться от проституции, то мир задохнется от похоти"
Так и нынешним писателям, возможно, следует проявлять большую смелость.
Категории: Разное
Обновление: 10.10.2022, 19:59 407 просмотров | 3 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #религия
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20 click to collapse contents
-
2631 / 3 16:10 Александрова Марина
Второй шанс для Элии.
-
1532 / 36 16:07 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце
-
282 / 54 16:07 Елена Шевцова
След древнего ветра
-
152 / 7 16:01 Гончарова Галина Дмитриевна
Твое... величество-3!
-
2836 / 19 16:00 Елена Матеуш
Постучи в семь дверей
-
120 / 2 16:00 Радион Екатерина
Ботаник приехал, но сад не спасти
-
9 / 5 15:59 Цыбанова Надежда
Дорога на троих
-
100 / 2 15:54 Мария Атабекова
А ведь всё могло быть иначе
-
408 / 6 15:53 Лора Олеева
Как привязать дракона, или Ниточная лавка попаданки
-
625 / 21 15:52 Ксения Мирошник
Бураны Уилрока
-
11465 / 2 15:50 ShadowCat
Клан. Паутина
-
631 / 55 15:48 Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
3524 / 17 15:46 Анна Неделина
Осталось только мстить
-
30 / 2 15:45 AnVeay
Академия Тонолука. Тайна Священной Статуи
-
418 / 22 15:45 Татьяна Ренсинк
Как карта ляжет
-
1876 / 5 15:45 Мила Лимонова
Королевство тайных троп. Охота на принцессу
-
2679 / 2 15:44 Наталья Ракшина
ДВЭЙН
-
4 / 2 15:42 Айя Мусина
Мири Все не то, чем кажется. Тихий город.
-
219 / 10 15:41 Гончарова Галина Дмитриевна
Устинья, дочь боярская-3. Венчание.
-
105 / 3 15:38 Оксана Гринберга
Сиротка в Академии Драконов
- Хиты продаж 10
-
Судьбоносный бал. Ольга Олие
79 руб
-
Шагренья. Из рода Черных Королев. Полянская Катерина
135 руб
-
Охота на черную вдову. Карина Пьянкова
199 руб 179 руб
-
Я твоя тень. Наташа Паут
124 руб
-
Ведьма порешает! Виктория Ленц
-
Адвокат по магическим делам. Сезон 2. Анна Орлова
-
А ведь всё могло быть иначе. Мария Атабекова
49 руб 15 руб
-
Напарник обмену и возврату не подлежит. Лена Тулинова
150 руб 82 руб
-
Лунная песнь. Елена Шелинс
155 руб
-
Как-нибудь перезимуем. Елена Матеуш
119 руб 101 руб
Загружаются комментарии...