Если сравнить литературу прошлых столетий и нынешнюю, то вы заметите, что авторы в современных книгах дают достаточно мало витиеватых описаний. Они просто пишут: «Пошел в зоопарк, увидел слона», — и мы сразу же понимаем, что такое зоопарк и что такое слон. Нам не требуется дополнительного описания слона, ибо мы «видим» эту лопоухую груду мяса на ногах-столбиках и носо-рукой на морде. У нас есть картинка по определению. В прошлых столетиях, когда не все ходили в зоопарки, и уж совсем малая часть населения видела слонов живьем, подобные описания делать приходилось в обязательном порядке, иначе читатель не поймет, что это за кракозябра такая.
Но, несмотря на то, что современный человек видел множество «слонов» в своей жизни, это не повод сливать описания вообще. Конечно, в этом случае не стоит описывать слона, однако необходимо называть вещи своими именами.
Например, ваш герой попал под дождь и решил переждать его под деревом. Если вы напишете — он спрятался под деревом — это плохо, мы не дадим картинку, читатель не увидит дерева, у него не пойдет образ. Попробуйте написать — он спрятался под кленом. Таким образом, у читателя возникает картинка дерева, а не просто непонятная абстракция.
Если ваш герой ездит на машине, то не катайте его на просто-машине, катайте его на «Пежо» или «Бентли». А если вы еще и дадите цвет вашего синего «Пыжика», то картинка станет еще ярче. Если это собака, то не просто собака, а черная дворняжка, если кошка — рыжий перс. Окей, допустим, вы решили выпендриться и написать, что у героини живет бенгал. Кто такой бенгал? — спросят незнающие люди. И вот тут лучше все-таки дать описание вашего бенгала, чтобы читатели увидели поджарую пятнистую кошку, похожую на азиатского леопарда. Опять-таки, если вы даете описание чего-то неизвестного читателю, то обязательно сравнивайте его с известным читателю существом, чтобы у людей в головах возникла картинка.
Здесь есть только одно очень важное правило, которое вы обязаны помнить: всю важную и определяющую информацию необходимо давать в одном месте.
Помните, в главе про персонажей я рассказывала, что надо в самом начале описывать внешность героев, чтобы в середине текста читатель вдруг не узнал, что героиня, которую он считает прекрасной блондинкой и за которую он болеет с самого начала, на самом деле уродливая брюнетка. Точно так и тут — если вы описываете своего, условно говоря, «кота», то сделайте так, чтобы в середине текста читатель с удивлением не обнаружил, что ваш кот, это вовсе не кот, а какая-нибудь белка. Только делайте это описание к месту и незаметным, в канве текста, ненавязчиво.
Следующий момент, который необходимо отметить, это — описание местности. Подобные описания делают текст атмосферным и позволяют читателю увидеть декорации. Да, можно играть наш «спектакль» на пустой сцене с пустым задником, предоставляя зрителю самому додумывать задний план, но гораздо лучше потратиться на хорошую «декорацию», потому что умный автор через описание природы-погоды-местности отлично показывает своего героя и его внутренний мир.
Например, ваш герой приехал в город Энск, вышел на перрон и осматривается. Как тут дать картинку вокзала?
Если ваш герой приехал к девушке с предложением руки и сердца и его лицо постоянно озаряет улыбка, то есть смысл рассказать о вокзале как-то поэтично, возвышенно и восторженно, активно используя положительные сравнения.
Если ваш герой приехал бить морду врагу, то покажите вокзал в виде вражеской крепости, сделайте его в описании неприступным, поставьте преграду герою в виде турникета или охранника-дурака.
Если герой вернулся в свой город, где его никто не ждет, родители умерли, друзья разъехались, пусть вокзал будет обветшалым и напоминает герою о счастливом детстве своими облезлыми стенами и ржавой крышей.
В любой ситуации делайте описание местности, окружения героя в соответствии с настроением героя. Поддерживайте этим настроением текст и манипулируйте подобным описанием настроением читателя. Активно используйте сравнения. Причем попытайтесь их сделать неожиданными и максимально точными, чтобы, прочитав, человек подумал — а ведь точно, так и есть! При этом обязательно надо стараться избегать штампов в описании. Если вы описываете куст малины, то не пишите красные ягоды, это как минимум скучно. Будьте оригинальны и старайтесь мыслить нестандартно. Рубиновые капли сочных ягод, рассыпанные по кусту, выглядят гораздо вкуснее и заставляют фантазию работать.
Третий момент — водите героев по известным читателю местам. Это утверждение больше подойдет для текстов, в которых герои действуют в городе. Если они у вас живут в Берлине\Париже\Токио и т.п., то «прогуляйте» их по достопримечательностям. Вспомните, кинематографисты очень любят во время всяких погонь катать героя по узнаваемым местам. И плевать, что логистика этого передвижения более чем странная и вызывает множество вопросов у местных жителей, зато незнакомый с подобными тонкостями зритель сразу же поймет, что вот тут герой точно во Франции, а тут в Англии, а вон там в Чехии. Подобный прием тоже дает нам дополнительную картинку на экран внутреннего взора.
И, наконец, четвертый момент — описание состояния героя. Что не дает нам картинки вообще и что портит наш текст? Фразы типа — ему больно, он грустил, он переживал, он любил. Надо описать эти фразы так, чтобы читатель не прочитал, что герою больно, а сам почувствовал эту боль. Высший пилотаж — не называть состояние вообще. Читатель через ваше описание должен почувствовать боль\любовь\грусть\радость вашего персонажа. В качестве тренировки можете уколоть свой палец и описать испытанные эмоции, а потом дать прочитать это подруге и спросить об ощущениях.
Другие статьи на тему литературного мастерства
Урок 1. "Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi
Урок 2. "Тонкости мастерства. Построение сюжета и создание интриги"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Postroenie-syuzheta-i-sozdanie-intrigi
Урок 3. "Тонкости ремесла. Создание персонажей и основные ошибки"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Sozdanie-personazhej-i-osnovnye-oshibki
Урок 4. "Знаки пунктуации в диалогах. О чем вы стеснялись спросить"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Znaki-punktuacii-v-dialogax-O-chem-vy-stesnyalis-sprosit
Урок 5. "Ох уж этот фокал. Как увидеть прокол точки зрения персонажа"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Ox-uzh-etot-fokal-kak-uvidet-prokol-tochki-zreniya-personazha
Урок 6. "Что такое грязный текст и как с ним бороться"
https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Chto-takoe-gryaznyj-tekst-i-kak-s-nim-borotsya
Полезная информация:
Как написать синопсис - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-napisat-sinopsis
Как защититься от пиратов - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-zashhititsya-ot-piratov---poshagovaya-instrukciya (но тут скажу честно, в 9 случаях из 10 срабатывает простая вежливая просьба удалить текст, эта тема была актуальна лет 10 назад, нет, на помойки флибусту и либрусек это не действует)
Как процитировать других и не угодить под суд - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-procitirovat-drugix-i-ne-ugodit-pod-sud-recept-ot-yuristov-v-pomoshh-avtoram (инструмент рабочий, но после разговора с издателем таки выяснилось, что он бесполезный и цитирования лучше избежать и удалить)
Всё это и многое другое вы можете прочитать в моем пособии "FAQ для писателя. Пособие для начинающих авторов" - https://www.litres.ru/natalya-averkieva/faq-dlya-pisatelya-posobie-dlya-nachinauschih-avtorov/ Он, кстати, вошел в шорт-лист конкурса нон-фикшн на Литрес в номинации "Знания и навык" (https://landing.selfpub.ru/non-fiction-2020?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=a-vot-i-short-list-konkursa-non-fikshn-pro&utm_content=45019676#rec246476056). Если не жалко, поставьте этой работе звездочек ))
Категории: Статьи
Обновление: 02.03.2022, 18:01 732 просмотров | 17 комментариев | 5 в избранном
Хэштег: #Школа_МТА
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у автора1
Обсуждения в избранном у автора1
Обсуждения у друзей автора20
-
4255 / 4 00:15 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
431 / 11 00:14 михайловна надежда
И только миг
-
5420 / 62 00:12 Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
1147 / 68 00:00 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
995 / 13 05 сен Татьяна Ренсинк
Аваст!
-
1438 / 14 05 сен Нина Линдт
Огонь Феникса
-
419 / 1 05 сен А.Волжская, В.Яблонцева
Непокорное сердце леди Белл
-
791 / 2 05 сен Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
-
22 / 2 05 сен Екатерина Романова
Я тебя не...
-
325 / 12 05 сен Лекуль дОндатре
Псы Империи. Собачья верность
-
454 / 1 05 сен Наталья Оско
Ключ к зеркалам
-
521 / 6 05 сен Eaterina
Хранительница источника
-
792 / 12 05 сен Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три
-
915 / 41 05 сен Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
12380 / 22 05 сен ShadowCat
Клан. Паутина
-
2353 / 35 05 сен Галина Искушенная
Не на того запала
-
861 / 2 05 сен Лора Олеева
Как привязать дракона, или Ниточная лавка попаданки
-
271 / 18 05 сен Лада Блоссом
Это деловой подход
-
106 / 10 05 сен Амира Алексеевна
В логове Тирана
-
246 / 17 05 сен Надежда Митинькина
ПЕПЕЛ И ТЕНИ
Обсуждения на сайте20
-
1390 / 54 00:22 Таша Алферьева
Мама в теме
-
47 / 2 00:17 Проценко Дарья
ДУР. Дом удовольствий и радости
-
14 / 13 00:17 Светлана Лазарева
Женить Бывшего. Брачное агентство галактического масштаба
-
828 / 3 00:16 Мария Терентьева
Розовый цвет счастья
-
4255 / 4 00:15 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
431 / 11 00:14 михайловна надежда
И только миг
-
5420 / 62 00:12 Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
926 / 18 00:08 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Слеза огненного бога
-
242 / 21 00:08 Гэлбрэйт Серина
Суженая на замену
-
1147 / 68 00:00 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
255 / 11 05 сен Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
377 / 4 05 сен Кира Штиль
Институт магических парадоксов
-
2278 / 89 05 сен Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
995 / 13 05 сен Татьяна Ренсинк
Аваст!
-
440 / 7 05 сен Арлин Мэй (Туся)
Ненужная жена дракона, или Роза в цвету
-
1438 / 14 05 сен Нина Линдт
Огонь Феникса
-
81 / 1 05 сен Рена Рингер
Наг необыкновенный
-
1195 / 14 05 сен Елена Быстрова
Разбор полётов по-туэррийски
-
1753 / 2 05 сен Элиана Никитина
Марика. Последняя из рода Дел'Мар
-
683 / 4 05 сен Тая Коу
Атлас. Отель на границе миров
Загружаются комментарии...