Стоит ли делать описания в тексте, когда все и так всё видели?

02.03.2022, 18:01 Автор: Наталья Аверкиева

Иногда истории называют картонными. Что это такое? Вот вроде бы читаешь текст, а картинки нет. Герой пришел туда-то, пришел сюда-то, короче где-то бегает, но мы этого не видим. Для нас этот мир пустой. А между тем, правильно делая описание мы не только создаем разноцветный мир вокруг героя, но и погружаем в эмоциональный фон вашего текста читателя. Поделюсь с вами несколькими приемами, как этого добиться.

Если сравнить литературу прошлых столетий и нынешнюю, то вы заметите, что авторы в современных книгах дают достаточно мало витиеватых описаний. Они просто пишут: «Пошел в зоопарк, увидел слона», — и мы сразу же понимаем, что такое зоопарк и что такое слон. Нам не требуется дополнительного описания слона, ибо мы «видим» эту лопоухую груду мяса на ногах-столбиках и носо-рукой на морде. У нас есть картинка по определению. В прошлых столетиях, когда не все ходили в зоопарки, и уж совсем малая часть населения видела слонов живьем, подобные описания делать приходилось в обязательном порядке, иначе читатель не поймет, что это за кракозябра такая.
Но, несмотря на то, что современный человек видел множество «слонов» в своей жизни, это не повод сливать описания вообще. Конечно, в этом случае не стоит описывать слона, однако необходимо называть вещи своими именами.
Например, ваш герой попал под дождь и решил переждать его под деревом. Если вы напишете — он спрятался под деревом — это плохо, мы не дадим картинку, читатель не увидит дерева, у него не пойдет образ. Попробуйте написать — он спрятался под кленом. Таким образом, у читателя возникает картинка дерева, а не просто непонятная абстракция.
Если ваш герой ездит на машине, то не катайте его на просто-машине, катайте его на «Пежо» или «Бентли». А если вы еще и дадите цвет вашего синего «Пыжика», то картинка станет еще ярче. Если это собака, то не просто собака, а черная дворняжка, если кошка — рыжий перс. Окей, допустим, вы решили выпендриться и написать, что у героини живет бенгал. Кто такой бенгал? — спросят незнающие люди. И вот тут лучше все-таки дать описание вашего бенгала, чтобы читатели увидели поджарую пятнистую кошку, похожую на азиатского леопарда. Опять-таки, если вы даете описание чего-то неизвестного читателю, то обязательно сравнивайте его с известным читателю существом, чтобы у людей в головах возникла картинка.

Здесь есть только одно очень важное правило, которое вы обязаны помнить: всю важную и определяющую информацию необходимо давать в одном месте.

Помните, в главе про персонажей я рассказывала, что надо в самом начале описывать внешность героев, чтобы в середине текста читатель вдруг не узнал, что героиня, которую он считает прекрасной блондинкой и за которую он болеет с самого начала, на самом деле уродливая брюнетка. Точно так и тут — если вы описываете своего, условно говоря, «кота», то сделайте так, чтобы в середине текста читатель с удивлением не обнаружил, что ваш кот, это вовсе не кот, а какая-нибудь белка. Только делайте это описание к месту и незаметным, в канве текста, ненавязчиво.

Следующий момент, который необходимо отметить, это — описание местности. Подобные описания делают текст атмосферным и позволяют читателю увидеть декорации. Да, можно играть наш «спектакль» на пустой сцене с пустым задником, предоставляя зрителю самому додумывать задний план, но гораздо лучше потратиться на хорошую «декорацию», потому что умный автор через описание природы-погоды-местности отлично показывает своего героя и его внутренний мир.
Например, ваш герой приехал в город Энск, вышел на перрон и осматривается. Как тут дать картинку вокзала?

Если ваш герой приехал к девушке с предложением руки и сердца и его лицо постоянно озаряет улыбка, то есть смысл рассказать о вокзале как-то поэтично, возвышенно и восторженно, активно используя положительные сравнения.

Если ваш герой приехал бить морду врагу, то покажите вокзал в виде вражеской крепости, сделайте его в описании неприступным, поставьте преграду герою в виде турникета или охранника-дурака.

Если герой вернулся в свой город, где его никто не ждет, родители умерли, друзья разъехались, пусть вокзал будет обветшалым и напоминает герою о счастливом детстве своими облезлыми стенами и ржавой крышей.

В любой ситуации делайте описание местности, окружения героя в соответствии с настроением героя. Поддерживайте этим настроением текст и манипулируйте подобным описанием настроением читателя. Активно используйте сравнения. Причем попытайтесь их сделать неожиданными и максимально точными, чтобы, прочитав, человек подумал — а ведь точно, так и есть! При этом обязательно надо стараться избегать штампов в описании. Если вы описываете куст малины, то не пишите красные ягоды, это как минимум скучно. Будьте оригинальны и старайтесь мыслить нестандартно. Рубиновые капли сочных ягод, рассыпанные по кусту, выглядят гораздо вкуснее и заставляют фантазию работать.

Третий момент — водите героев по известным читателю местам. Это утверждение больше подойдет для текстов, в которых герои действуют в городе. Если они у вас живут в Берлине\Париже\Токио и т.п., то «прогуляйте» их по достопримечательностям. Вспомните, кинематографисты очень любят во время всяких погонь катать героя по узнаваемым местам. И плевать, что логистика этого передвижения более чем странная и вызывает множество вопросов у местных жителей, зато незнакомый с подобными тонкостями зритель сразу же поймет, что вот тут герой точно во Франции, а тут в Англии, а вон там в Чехии. Подобный прием тоже дает нам дополнительную картинку на экран внутреннего взора.

И, наконец, четвертый момент — описание состояния героя. Что не дает нам картинки вообще и что портит наш текст? Фразы типа — ему больно, он грустил, он переживал, он любил. Надо описать эти фразы так, чтобы читатель не прочитал, что герою больно, а сам почувствовал эту боль. Высший пилотаж — не называть состояние вообще. Читатель через ваше описание должен почувствовать боль\любовь\грусть\радость вашего персонажа. В качестве тренировки можете уколоть свой палец и описать испытанные эмоции, а потом дать прочитать это подруге и спросить об ощущениях.

Другие статьи на тему литературного мастерства

Урок 1. "Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi

Урок 2. "Тонкости мастерства. Построение сюжета и создание интриги"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Postroenie-syuzheta-i-sozdanie-intrigi

Урок 3. "Тонкости ремесла. Создание персонажей и основные ошибки"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Sozdanie-personazhej-i-osnovnye-oshibki

Урок 4. "Знаки пунктуации в диалогах. О чем вы стеснялись спросить"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Znaki-punktuacii-v-dialogax-O-chem-vy-stesnyalis-sprosit

Урок 5. "Ох уж этот фокал. Как увидеть прокол точки зрения персонажа"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Ox-uzh-etot-fokal-kak-uvidet-prokol-tochki-zreniya-personazha

Урок 6. "Что такое грязный текст и как с ним бороться"
https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Chto-takoe-gryaznyj-tekst-i-kak-s-nim-borotsya

Полезная информация:
Как написать синопсис - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-napisat-sinopsis
Как защититься от пиратов - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-zashhititsya-ot-piratov---poshagovaya-instrukciya (но тут скажу честно, в 9 случаях из 10 срабатывает простая вежливая просьба удалить текст, эта тема была актуальна лет 10 назад, нет, на помойки флибусту и либрусек это не действует)
Как процитировать других и не угодить под суд - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-procitirovat-drugix-i-ne-ugodit-pod-sud-recept-ot-yuristov-v-pomoshh-avtoram (инструмент рабочий, но после разговора с издателем таки выяснилось, что он бесполезный и цитирования лучше избежать и удалить)


Всё это и многое другое вы можете прочитать в моем пособии "FAQ для писателя. Пособие для начинающих авторов" - https://www.litres.ru/natalya-averkieva/faq-dlya-pisatelya-posobie-dlya-nachinauschih-avtorov/ Он, кстати, вошел в шорт-лист конкурса нон-фикшн на Литрес в номинации "Знания и навык" (https://landing.selfpub.ru/non-fiction-2020?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=a-vot-i-short-list-konkursa-non-fikshn-pro&utm_content=45019676#rec246476056). Если не жалко, поставьте этой работе звездочек ))

Категории: Статьи



Обновление: 02.03.2022, 18:01 508 просмотров | 17 комментариев | 4 в избранном

Хэштег: #Школа_МТА

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20