Конфликт диалога — это особый прием, который активно используют в драматургии. На его основе пишутся сценарии и пьесы. Я люблю использовать его в своих романах, ну просто потому, что так текст оживает и герои становятся настоящими и интересными.
В чем суть этого приема. Когда читатель читает какой-либо диалог или текст, он ждет от героев определенного поступка или фразы. Например, если герой пять страниц страдал, что любит героиню, но скромность не позволяет ему в этом признаться, а потом на шестой странице героиня делает герою предложение и сообщает, что любит его, чего ждет читатель? Правильно! Он ждет, что герой кинется от счастья героине на шею и сообщит, что тоже ее любит. А вот фиг! Герой оскорбляется и с гордо поднятой головой уходит страдать еще пять страниц. То есть в таких диалогах вы не идете на поводу у читателя и не пишете очевидные вещи, вы делаете какой-то финт ушами, отчего читатель говорит: «Вау!» — и читает вас дальше.
Не надо быть банальными. Делайте диалоги острыми, импульсивными, яркими, неожиданными.
Почему еще надо стараться строить диалоги на конфликте? Проблема в том, что диалоги, в которых герои согласны друг с другом и поддерживают мысли друг друга — скучны для восприятия и снова предсказуемы. Если вы посмотрите фильмы или почитаете какие-нибудь книги, где есть много действия, то заметите, что даже в моменты совместной работы, герои постоянно переругиваются, спорят, что-то доказывают. Поэтому очень важно помнить, что в диалоге у героев обязательно должна быть цель и конфликт.
Запомните главную формулу интересного текста — герои хотят одного, говорят другое, а делают третье.
То есть если ваш герой сказал, что пошел за сигаретами, купил их и вернулся просто так, то это никому не интересно.
Если же ваш герой сказал, что пошел за сигаретами, купил нож и, вернувшись к жене, сообщает ей, что видел ее с соседом, то это в корне меняет дело.
То же самое в диалогах. Герой думает одно, хочет другого, а озвучивает третье.
Только не думайте, что это какое-то нововведение последних лет. Нет. Вот вам пример конфликтного диалога из пьесы Чехова «Медведь». Можете прочитайте пьесу целиком, она небольшая, но совершенно дивная. Также на конфликте диалогов строится пара Шрек — Осел, Джинн — Алладин и многие другие анимационные и художественные фильмы. То есть ваша задача сейчас обратить внимание на диалог, а не поведать мне, что это пьеса, она строится иначе. Самое главное в пьесе что? Правильно! Диалог. Вот ваши диалоги должны быть такими же сильными как в пьесах, а описание окружающего мира — таким же красивым как в кино. Наслаждайтесь.
Смирнов (осматривая пистолеты). Видите ли, существует несколько сортов пистолетов... Есть специально дуэльные пистолеты Мортимера, капсюльные. А это у вас револьверы системы Смит и Вессон, тройного действия с экстрактором, центрального боя... Прекрасные пистолеты!.. Цена таким минимум 90 рублей за пару... Держать револьвер нужно так... (В сторону.) Глаза, глаза! Зажигательная женщина!
Попова. Так?
Смирнов. Да, так... Засим вы поднимаете курок... вот так прицеливаетесь... Голову немножко назад! Вытяните руку, как следует... Вот так... Потом вот этим пальцем надавливаете эту штучку — и больше ничего... Только главное правило: не горячиться и прицеливаться не спеша... Стараться, чтоб не дрогнула рука.
Попова. Хорошо... В комнатах стреляться неудобно, пойдемте в сад.
Смирнов. Пойдемте. Только предупреждаю, что я выстрелю в воздух.
Попова. Этого еще недоставало! Почему?
Смирнов. Потому что... потому что... Это мое дело, почему!
Попова. Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Извольте идти за мною! Я не успокоюсь, пока не пробью вашего лба... вот этого лба, который я так ненавижу! Струсили?
Смирнов. Да, струсил.
Попова. Лжете! Почему вы не хотите драться?
Смирнов. Потому что... потому что вы... мне нравитесь.
Попова (злой смех). Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь! (Указывает на дверь.) Можете!
Смирнов (молча кладет револьвер, берет фуражку и идет; около двери останавливается, полминуты оба молча глядят друг на друга; затем он говорит, нерешительно подходя к Поповой). Послушайте... Вы всё еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря... (Кричит.) Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь? (Хватается за спинку стула, стул трещит и ломается.) Черт знает, какая у вас ломкая мебель! Вы мне нравитесь! Понимаете? Я... я почти влюблен!
Попова. Отойдите от меня — я вас ненавижу!
Смирнов. Боже, какая женщина! Никогда в жизни не видал ничего подобного! Пропал! Погиб! Попал в мышеловку, как мышь!
Попова. Отойдите прочь, а то буду стрелять!
Смирнов. Стреляйте! Вы не можете понять, какое счастие умереть под взглядами этих чудных глаз, умереть от револьвера, который держит эта маленькая бархатная ручка... Я с ума сошел! Думайте и решайте сейчас, потому что если я выйду отсюда, то уж мы больше никогда не увидимся! Решайте... Я дворянин, порядочный человек, имею десять тысяч годового дохода... попадаю пулей в подброшенную копейку... имею отличных лошадей... Хотите быть моею женой?
Попова (возмущенная, потрясает револьвером). Стреляться! К барьеру!
Смирнов. Сошел с ума... Ничего не понимаю... (Кричит.) Человек, воды!
Попова (кричит). К барьеру!
Смирнов. Сошел с ума, влюбился, как мальчишка, как дурак! (Хватает ее за руку, она вскрикивает от боли.) Я люблю вас! (Становится на колени.) Люблю, как никогда не любил! Двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня, но ни одну из них я не любил так, как вас... Разлимонился, рассиропился, раскис... стою на коленях, как дурак, и предлагаю руку... Стыд, срам! Пять лет не влюблялся, дал себе зарок, и вдруг втюрился, как оглобля в чужой кузов! Руку предлагаю. Да или нет? Не хотите? Не нужно! (Встает и быстро идет к двери.)
Попова. Постойте...
Смирнов (останавливается). Ну?
Попова. Ничего, уходите... Впрочем, постойте... Нет, уходите, уходите! Я вас ненавижу! Или нет... Не уходите! Ах, если бы вы знали, как я зла, как я зла! (Бросает на стол револьвер.) Отекли пальцы от этой мерзости... (Рвет от злости платок.) Что же вы стоите? Убирайтесь!
Смирнов. Прощайте.
Попова. Да, да, уходите!.. (Кричит.) Куда же вы? Постойте... Ступайте, впрочем. Ах, как я зла! Не подходите, не подходите!
Смирнов (подходя к ней). Как я на себя зол! Влюбился, как гимназист, стоял на коленях... Даже мороз по коже дерет... (Грубо.) Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы... (Берет ее за талию.) Никогда этого не прощу себе...
Попова. Отойдите прочь! Прочь руки! Я вас... ненавижу! К ба-барьеру!
Продолжительный поцелуй.
Те же, Лука с топором, садовник с граблями, кучер с вилами и рабочие с дрекольем.
Лука (увидев целующуюся парочку). Батюшки!
Обратите внимание, как тут строится диалог. Первоначально герои активно враждуют и даже планируют пойти стреляться. Смирнов энергично включал мачо весь текст. Попова ему противостояла. В итоге упрямство Поповой зацепило Смирнова, и он начинает охать, какая ж женщина тут перед ним стоит. Попова до этого тоже активно показывала Смирнову зубы, но когда тот начал на нее слюни пускать, она постепенно сдалась. Тут как раз мы видим конфликт, когда оба начинают сдаваться — герои говорят одно, думают другое, а делают третье.
Давайте отметим и еще один важный момент — наши герои должны не просто говорить и описывать какие-то ситуации, которые уже знает читатель или показывать их читателю. Они должны говорить МЕЖДУ собой, и этот диалог должен быть живым и активным. Честно говоря, это достаточно трудоемкая работа, все время хочется скатиться в повествование из уст героев словами автора, но старайтесь этого не делать.
Например:
— Аркаша, как ты мог обмануть эту чудесную девушку? Она же столько тебе дала. Она купила тебе квартиру, машину, подарила дачу и родила тебе пять детей! А ты ее бросил и повелся на молодуху!
— А что я мог сделать, если она совсем меня достала и я готов был уже закопать ее у ближайшей помойки или утопить в Гудзоне в бетонных сапогах.
Что мы тут видим? Мы видим, что некто слил Аркаше информацию, что ему перепало вон сколько печенек. Аркаша имеет на это свое мнение и его высказывает. Как можно этот диалог сделать подинамичнее и увести в конфликт:
— Аркаша, как ты мог обмануть эту чудесную девушку?
— Достала! Видеть ее не могу больше!
— Но она столько сделала для тебя!
— Ты про квартиру, машину и дачу? Ха! Пусть это будет приятным бонусом за 20 лет нашей жизни.
Видите, как изменился ритм диалога, как мы иначе преподнесли информацию читателю? То есть читатель видит всё то же самое, что и выше, но диалог стал интересней и живей.
В диалоге важен даже не столько искрометный юмор ваших героев, сколько сам ритм диалога. Это словно бой, когда два противника сражаются друг против друга. Каждая фраза — это удар. Каждый ответ — это блокировка и контратака. И снова нападаем и отступаем, отступаем и нападаем. Такой диалог будет читаться легко и быстро, он выглядеть ярким, а ритм добавит читателям ощущений и драйва. Всё это даст нам эмоции, а когда есть эмоции, то текст начинает нравиться читателям.
Другие статьи на тему литературного мастерства
Урок 1. "Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi
Урок 2. "Тонкости мастерства. Построение сюжета и создание интриги"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Postroenie-syuzheta-i-sozdanie-intrigi
Урок 3. "Тонкости ремесла. Создание персонажей и основные ошибки"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Sozdanie-personazhej-i-osnovnye-oshibki
Урок 4. "Знаки пунктуации в диалогах. О чем вы стеснялись спросить"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Znaki-punktuacii-v-dialogax-O-chem-vy-stesnyalis-sprosit
Урок 5. "Ох уж этот фокал. Как увидеть прокол точки зрения персонажа"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Ox-uzh-etot-fokal-kak-uvidet-prokol-tochki-zreniya-personazha
Полезная информация:
Как написать синопсис - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-napisat-sinopsis
Как защититься от пиратов - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-zashhititsya-ot-piratov---poshagovaya-instrukciya (но тут скажу честно, в 9 случаях из 10 срабатывает простая вежливая просьба удалить текст, эта тема была актуальна лет 10 назад, нет, на помойки флибусту и либрусек это не действует)
Как процитировать других и не угодить под суд - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Kak-procitirovat-drugix-i-ne-ugodit-pod-sud-recept-ot-yuristov-v-pomoshh-avtoram (инструмент рабочий, но после разговора с издателем таки выяснилось, что он бесполезный и цитирования лучше избежать и удалить)
Всё это и многое другое вы можете прочитать в моем пособии "FAQ для писателя. Пособие для начинающих авторов" - https://www.litres.ru/natalya-averkieva/faq-dlya-pisatelya-posobie-dlya-nachinauschih-avtorov/ Он, кстати, вошел в шорт-лист конкурса нон-фикшн на Литрес в номинации "Знания и навык" (https://landing.selfpub.ru/non-fiction-2020?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=a-vot-i-short-list-konkursa-non-fikshn-pro&utm_content=45019676#rec246476056)
Категории: Статьи
Обновление: 28.01.2022, 12:03 905 просмотров | 13 комментариев | 2 в избранном
Хэштег: #Школа_МТА
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
2784 / 70 07:28 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
3901 / 70 07:27 NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
1287 / 21 07:25 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
733 / 1 07:09 Анна Граб
Наследие святой Бригитты
-
1799 / 14 07:09 Нина Линдт
И проснулся зверь...
-
1809 / 52 07:01 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
2037 / 20 06:11 Анна Неделина
Я не знала
-
299 / 10 05:53 Влада Николаевна
Жестокая реальность
-
522 / 9 05:29 Александра Каспари
Мой невыносимый сводный дракон
-
423 / 7 04:38 Астрадени Джейн
Звёздная Тарантелла
-
784 / 21 04:35 Виола Редж
Код дракона
-
111 / 34 03:42 Анна Лященко
Наследник в Дикой Академии
-
3310 / 16 02:37 Мария Морозова
Связанные целью
-
264 / 16 01:41 Юлия Вилс
(Не) верь предсказаниям
-
12 / 1 01:27 Анастасия Офлиди (Лягушонок)
Дракон любви не помеха! или Случайная невеста
-
11278 / 6 01:26 Снежная Александра
Сокровище ирлингов
-
591 / 4 01:23 А.Волжская, В.Яблонцева
Игра тени и света
-
2041 / 9 01:20 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
260 / 6 01:13 Регина Рауэр
Не в счёт
-
79 / 1 01:04 Лана Андервуд
Перехитрить и не влюбиться
Обсуждения на сайте20
-
2785 / 71 07:28 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
3901 / 69 07:27 NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
1287 / 21 07:25 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
327 / 11 07:23 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
302 / 19 07:19 Ева Финова
Содержанка герцога
-
2568 / 68 07:16 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
733 / 1 07:09 Анна Граб
Наследие святой Бригитты
-
1799 / 14 07:09 Нина Линдт
И проснулся зверь...
-
1809 / 52 07:01 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
157 / 2 06:58 Дарья Ву
Травница для Белого Лиса
-
2531 / 22 06:57 Янина Веселова
Влияние свежего воздуха на личную жизнь. Люба
-
647 / 1 06:52 Татьяна П. Крылова
Мыши не курят!
-
648 / 3 06:38 Кристина Сергиенко
Сбежавшая от дракона. Факультет стражниц
-
43 / 7 06:33 Оксана Гринберга
Дебютантка поневоле, или Как (не) выйти замуж за дракона
-
148 / 2 06:27 Юлия Рудышина (Мэб)
Кот, который гуляет в зеркалах
-
6 / 6 06:24 Ивина Кашмир
Алая роса 3. Солнце пустыни
-
677 / 8 06:23 Ирина Зволинская
Королевская академия магических искусств. Формула любви
-
3710 / 36 06:17 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
428 / 18 06:16 Ольга Богатикова
Кошачий глаз
-
460 / 6 06:15 Старушка
Метель в Чем-о-Дане
Сегодня День Рождения!7
-
Алекс
На любой вопрос даю любой ответ
В оффлайне
-
Гуськова Наталья
В оффлайне
-
Роман Батаков
Через тернии к звездам!
В оффлайне
-
Ольга Докучаева
Вижу цель - иду к ней.
В оффлайне
-
эволь.
влюбиться не значит любить. влюбиться можно и ненавидя.
В оффлайне
-
Ирина Шеффер
начинающий
В оффлайне
-
Дарья Ли
В оффлайне
- Хиты продаж 9
-
Тьма княжества Райохан, или Месть отвергнутой невесты. Ируна Белик
99 руб
-
Призраки сумрачного Лондона. Севастьянова Екатерина
130 руб 123 руб
-
Пятый дар Варвары. Сезон 1. Наталья Юрай
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Лея Ли: тёмная сторона. Shy Hyde
99 руб 39 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
Загружаются комментарии...